ГЛУХОЙ КОНТРАБАНДИСТ

14 мая член московского общества инвалидов-автомобилистов "Инавто" Егор Юдин собирался вылетать самолетом из аэропорта "Шереметьево-2", чтобы приобрести в Германии автомобиль с ручным управлением для нужд организации.

"Инавто" всем миром собрало для этого 7000 евро, а автомобиль уже был подобран и зарезервирован немецкими инвалидами. Егор опаздывал, летел самолетом первый раз, опыта в оформлении таможенных документов у него не было. Зато, как законопослушный гражданин, он хотел, чтобы все было оформлено "по правилам".
- Мне не были известны понятия "зеленый" и "красный" коридор, так же как и различия между ними, - рассказывает Юдин - Когда я спросил работника, стоявшего у входа в один из коридоров, куда мне проходить, он ответил, что это без разницы. Я прошел в коридор и обратился к сотруднику таможни - паспортисту, где можно оформить декларацию на провоз денег? Тот мне ответил, что он такими вопросами не занимается, и велел проходить дальше. Я был уверен, что кто-нибудь из сотрудников таможни предложит мне заполнить декларацию на последующем этапе регистрации, поэтому забрал паспорт и прошел в следующий зал, где таможенники проводили досмотр багажа пассажиров.
Так бы и улетел Егор спокойно с доверенными ему деньгами в Германию, если бы не его гражданская совесть. Пройдя досмотр, он обратился к ближайшему милиционеру с вопросом, где же все-таки заполнять злополучную декларацию. И вот тут им очень заинтересовались. "А что, у вас крупная сумма?" Тот доверчиво показал деньги. "Тогда пройдемте, мы все вам объясним". И объясняют: "Попался, голубчик. Ты уже пересек границу. Ты теперь - преступник, контрабандист. Мы снимаем тебя с рейса, изымаем деньги". Тут же появляются двое понятых, начинается оформление протокола.
Согласитесь, если бы Юдин хотел незаконно провести деньги, он бы не обращался к сотрудникам таможни и милиции с просьбой подсказать, где и как надо заполнить декларацию. Почему же таможенники молча наблюдали, как плохо видящий и глухой на одно ухо человек вместо "красного" коридора пошел через "зеленый"? Ответа на этот вопрос пока никто не дал...
А тем временем события развивались.
- Мне предложили заплатить без квитанции две тысячи евро и тогда спокойно лететь, - говорит Егор. - Я ответил, что не могу дать им столько, поскольку деньги - казенные. И предложил 300 евро собственных денег. Однако они ответили, что этого мало, и если я не заплачу требуемую сумму, то они передадут дело в суд, где я лишусь гораздо большего. Я отказался договариваться с ними "полюбовно". В итоге все 7000 евро изъяты, на рейс я не попал, а материалы были переданы в суд.
Егор вернулся в свою организацию без денег и билетов. Председатель "Инавто" Лариса Морозова пыталась объяснить правоохранительным органам, что состава преступления в действиях Юдина нет. У него не было причин скрывать указанную сумму, и он ее хотел задекларировать, что подтверждают свидетели, провожавшие его в аэропорту. Кроме того, согласно законодательству разрешено к провозу 3000 долларов США, о которых можно не заявлять. Отчего же изъяли всю сумму?
Головинский суд Москвы, который рассматривал это дело, не стал особо вдаваться во все тонкости происшедшего. В качестве доказательств вины Юдина судья Елена Новикова ограничилась милицейским рапортом и протоколами, а также показаниями того самого милиционера, к которому Юдин обратился со своей злополучной просьбой. Показания же самого Юдина и свидетельницы, подтверждавшей его слова, были, как указано в судебном постановлении, "оценены критически". Неужели те, кто "стряпал" Юдину дело, были нисколько не заинтересованы в его исходе? Неужели милицейский рапорт значит больше, чем свидетельское показание? А других-то доказательств, уличающих Юдина в злонамеренном сокрытии провозимых денег, по сути, и нет. На видеокассете с записью прохода Егора разобрать что-нибудь оказалось невозможно, что и отражено в постановлении суда.
В итоге суд признал Юдина виновным в неосторожном совершении административного правонарушения и распорядился конфисковать 4437 евро в доход государства. 2563 евро, эквивалентных 3000 долларов США, было решено возвратить Егору.
- Удивительное решение, - говорит председатель "Инавто" Лариса Морозова. Суд сам признает, что в действиях Егора умысла не было, но тем не менее признает его виновным. А ведь Кодекс об административных правонарушениях четко говорит, что все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в его пользу.
Теперь Егор Юдин горько жалеет о своей законопослушности.
- Предупреждали меня вымогатели, отдай 2000, дешевле будет. Не поверил. А еще лучше - улетел бы без всяких деклараций - было бы все в порядке. Выходит, нельзя быть честным в нашем государстве...
А инвалиды из организации "Инавто" сейчас пишут жалобы начальнику Шереметьевской таможни, в Мосгорсуд, в Московскую прокуратуру. "Отработана схема преднамеренных действий (сговор) группы людей таможни и милиции для создания прецедента получения взятки с неопытного растерявшегося пассажира, - прямо говорится в одном из этих писем. - Искусственно создаются незаконные действия пассажиров. В результате действий ваших коллег инвалиды нашей организации потеряли средство передвижения - автомашину, потеряли средства, затраченные на авиаперелет. Мы требуем, чтобы нам вернули деньги, принадлежащие инвалидам, требуем увольнения данных сотрудников, требуем, чтобы за их счет был все же отправлен в Германию наш товарищ".
Пока все безуспешно. В отношении работников милиции, вымогавших деньги у Юдина, прокуратура уголовное дело возбуждать отказалась, деньги возвращать инвалидам тоже никто не собирается. Им остается надеяться, что Мосгорсуд, куда сейчас направлено дело по жалобе "Инавто", все-таки сможет вынести объективное и беспристрастное решение.