- Александр Петрович, не секрет, что начинающему автору опубликовать свои вещи, естественно, сложно. А у ваших учеников выходит книга...
- Ребятам здорово повезло. После выступления Путина, в котором президент обратил внимание на состояние современной детской литературы, руководство Литинститута предложило мне и Роману Семеновичу Сефу подготовить сборник лучших студенческих работ. Рукописи мы собрали сразу же, еще в начале лета. Министерство по делам печати уже выделило и перечислило нам необходимые средства. Предполагаемый объем книги - 20 - 25 авторских листов, и тираж, по нынешним временам, большой - около 10 тысяч.
- С чего начинается детский писатель? Что дает студентам ваш семинар?
- Каждый писатель начинается, конечно, с таланта. Но этого мало. Сегодня нам приходится не только "шлифовать" юные дарования, но и элементарно учить. Стыдно сказать, у некоторых из них возникают проблемы с грамотностью.
- Ну в этом они не оригинальны. По существу неучем был один из самых гениальных сказочников мира - Ганс Христиан Андерсен. Автор "Русалочки" и "Снежной королевы" никогда не учился в школе, писал с ошибками, и мало кто мог разобрать его почерк.
- Наши-то "андерсены" учатся в одном из известнейших гуманитарных институтов... К тому же много лучшего оставляет желать и общая культура студентов. Выучил, сдал, забыл, очнулся... Каникулы. С каждым годом начитанных ребят становится все меньше.
- Я знаю, что к вам на детский семинар приходят начинающие авторы и из других вузов.
- Кроме нашей мастерской, им пойти практически некуда. Не то что раньше, когда Юрий Коваль вел семинар в журнале "Мурзилка", а в Доме литераторов существовал клуб рассказчиков. Правда, вот уже два с половиной года я сам два раза в месяц провожу в ЦДЛ бесплатные занятия. Причем для всех, у кого есть литературные способности: от студентов до домохозяек.
- Вашим учителем был Юрий Коваль, Роман Сеф учился у Корнея Чуковского. Традиции предстоит продолжить вашим студентам. Под силу ли?
- С предшественниками нам действительно повезло. Взять хотя бы недавно ушедших Бориса Заходера или Сергея Иванова, который вместе с Сефом и организовал в 90-м году наш семинар. Его сказка "Зимняя девочка" была в 1997-м году удостоена международного Почетного диплома имени Андерсена, а мультфильм "Падал прошлогодний снег" - один из самых любимых детьми и взрослыми.
Талантливых и трудолюбивых ребят в мастерской у нас достаточно. Это Виктор Заяц, Илья Плохих, Таня Вахнюк, Володя Яковлев. Некоторые студенты уже в Союзе писателей...
- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние детской литературы?
- Литература сейчас слишком много развлекает. Успенский, Остер - это замечательно, но сколько же можно давать советы, как поджигать папино пальто. У нас в институте есть вполне сложившиеся детские рассказчики, которые способны и рассмешить, и "загрустить" маленького человека. Но, увы, хорошая детская литература нашим издателям не всегда нужна. И одна книжка, печатающаяся сейчас президентской милостью, не изменит эту ситуацию.
Издатели ориентированы на коммерческую литературу. К нам часто приходят сотрудники весьма престижных и уважаемых издательств. Они дают студентам вполне конкретные заказы на детективы, приключенческую, научно-популярную литературу и тому подобное. Скоро, видимо, предложат написать о детском сексе. В прошлом году нам с Романом Семеновичем показали книжку для девочек "Поцелуи", вышедшую в издательстве "Олимп". Мы наконец-то узнали, что такое "французский поцелуй" и как избавиться от засосов.
Молодые писатели уходят один за другим в детектив. Многие - навсегда. Например, иногда приходит на занятия бывшая наша студентка Аня Малышева. У нее уже 16 книг. "По природе" она тонкий прозаик. Порой Аня читает свои рассказы - чудо! Но никто это чудо не печатает. Спросом пользуются только ее детективы
- Александр Петрович, вы недавно стали лауреатом премии Льва Толстого. Сколько книжек у вас вышло? Были ли проблемы с их изданием?
- Всего вышло 16 книг, посвящены они историческим событиям. А что касается проблем, связанных с их изданием, - они такие, как и у всех писателей, живущих в рыночное время.