Во-первых, горное гнездо чеченских террористов в Панкисском ущелье, откуда они совершали налеты на территории Российской Федерации, - неопровержимый факт. Более того, наличие вооруженных бандформирований в не подконтрольной официальному Тбилиси зоне, прилегающей к российской границе, есть факт, признанный другими государствами, включая и неформального лидера антитеррористической коалиции - США.
Между тем до сих пор никаких документальных доказательств прямой вины или косвенной причастности режима Саддама Хусейна (не вызывающего, заметим, ни у кого особых симпатий) к уничтожению Всемирного торгового центра в Нью-Йорке не представлено. После восьми лет работы международных инспекторов в Ираке нет и свидетельств того, что эта страна "беременна" ядерным оружием.
Но даже если это достоверно, то само по себе обладание оружием массового поражения не может служить поводом к войне. Иначе возникает вопрос: почему Соединенные Штаты не начали бомбить Дели и Исламабад, когда на Индостанском субконтиненте почти одновременно возникли еще две ядерные державы? Непредсказуемые режимы с ядерной дубинкой в руках - угроза для всех, включая Россию. Но сегодня министр обороны Сергей Иванов во время обращения к депутатам Государственной Думы говорит о том, что "у нас в плане терроризма к Шеварднадзе больше претензий, чем к Хусейну".
Во-вторых, Россия твердо намерена поступать в полном соответствии с 51-й статьей Устава ООН, которая гласит: "Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности". Факт: вооруженного нападения на США со стороны Ирака пока не замечено. Между тем с территории Грузии, входящей в Содружество Независимых Государств и получающей, по сути, весомые дотации от правительства России благодаря поставкам энергоносителей по ценам ниже мировых, чеченские боевики и их иностранные наемники не только угрожают, но и регулярно совершают разбойничьи вылазки на российскую землю.
Но и это далеко не единственное различие во взаимоотношениях между Россией и Грузией, с одной стороны, и между Соединенными Штатами и Ираком - с другой. Администрация Джорджа Буша без обиняков и без стеснения объявила о том, что конечной целью готовящегося нападения на Ирак является не уничтожение его военной машины для предупреждения возможных агрессивных действий, а силовая смена недружественного по отношению к Америке руководства.
Напротив, в послании президента Владимира Путина подчеркнуто жирной чертой: "Если руководство Грузии не предпримет конкретных действий по уничтожению террористов и с ее территории будут продолжаться бандитские вылазки, Россия в строгом соответствии с международным правом примет адекватные меры по противодействию террористической угрозе". Но при этом речь не идет о действиях, направленных на подрыв суверенитета и территориальной целостности Грузии, о смене ее политического устройства и руководства.
Таким образом, любые параллели между намерениями и мотивами, которыми руководствуются Москва и Вашингтон в отношении Тбилиси и Багдада, расходятся вкривь и вкось. Не случайно ближайшие союзники США в Европе - Германия и Франция публично не рискуют высказывать своего одобрения. Хотя настроения общественности во многом зависят от умелой пиаровской пропагандистской кампании, чем сейчас вплотную занялись в США, формальных поводов к войне против Ирака у американцев маловато, и потому призывать на помощь 51-ю статью Устава ООН о самообороне им как-то не с руки. Тем обстановка в Панкисском ущелье и отличается от ситуации в долине Тигра и Евфрата.