Дорогая еда: поставщики продовольствия поднимают цены на 10%

Бизнесмены поясняют, что продолжающееся падение курса рубля не оставляет им выбора, но при этом обещают смягчить ценовой скачок для покупателей 

Поставщики продуктов питания уведомили ритейлеров об очередном повышении цен на продовольствие. Ожидается, что в этот раз цены на овощи, фрукты и хлебобулочные изделия вырастут сразу на 10%. Аналогично увеличатся и ценники на алкоголь и бытовую химию.

Также торговые сети сообщают, что поставщики требуют сократить сроки рассмотрения заявок с 45 до 14 дней, чтобы уменьшить собственные потери от колебания валютных курсов.

«Каждое такое уведомление является предметом анализа и переговоров вне зависимости от экономической обстановки. Наиболее зависимыми от валютных колебаний являются категории импортных алкоголя, бытовой химии, овощей и фруктов», - заявила по этому поводу «Известиям» директор по внешним связям группы компаний «Дикси» Екатерина Куманина.

В свою очередь представители торговой сети «Ашан» сообщили, что получили аналогичные требования от поставщиков бытовой химии и хлебобулочных изделий.

Впрочем, в этот раз торговые сети обещают постараться смягчить эффект от повышения цен для своих покупателей. Так, «Дикси», по словам Куманиной, расширяет долю товаров отечественных производителей и собственных торговых марок; аналогичные меры принимает и руководство «Ашана».

«Если поставщики заявят о повышении цен, компания «Ашан Россия» предпримет все необходимые меры для нивелирования негативного эффекта», – сообщила журналистам директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова.

Падающий рубль

Главной причиной роста цен на продовольствие и эксперты, и сами бизнесмены называют ослабление рубля по отношению к доллару и евро. «Рост курса иностранной валюты в первую очередь сказывается на поставщиках импортных товаров с высокой оборачиваемостью и низким сроком хранения. Или товаров, сырье для которых не производится внутри страны или производится в малых количествах, — например, чай и кофе. Такие товары с низкой оборачиваемостью и долгим сроком хранения, как правило, закупались заранее по более выгодному курсу, поэтому сегодня у поставщиков таких товаров есть некий временной запас для сдерживания цен», – пояснил директор по развитию отраслевой ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

При этом он отметил, что даже товары отечественных производителей в значительной степени зависят от курса валюты: ведь значительная часть ингредиентов, сырья, оборудования и упаковки – импортные.

«Мы проводили анализ валютной составляющей отдельных товаров и пришли к неутешительным выводам. Например, при производстве простой вермишели доля затрат, напрямую привязанных к импорту, составляет 11%, но доля валютных составляющих, косвенно влияющих на цену, достигает 88%. В ряде категорий цена отечественного сырья также определяется текущими экспортными ценами, которые формируются исходя из стоимости доллара», – рассказал Востриков.

Обозреватели отмечают, что доллар за последние два месяца вырос с 49,2 рублей до 65 рублей за штуку, а евро – с 55 до 72 рублей. В понедельник, 17 августа «деревянный» опустился до февральского минимума: всего за полторы минуты торгов на бирже российская валюта потеряла 42 копейки по отношению к доллару и 47 копеек к евро. В результате доллар торгуется на отметке в 65,498 рублей, а евро – на уровне 72,65 рублей.

Ножницы цен

Впрочем, повышать цены на импортные продукты пропорционально падению национальной валюты поставщики и ритейлеры тоже не могут, отмечают эксперты. Рост розничных цен сдерживает падение покупательской способности населения, происходящее все от той же девальвации. В результате многие предприниматели заняли выжидательную позицию: они не спешат сильно поднимать цены, однако при закупках в последний месяц закладывали цену из расчета 60 рублей за доллар.

В наиболее выигрышной позиции оказались бизнесмены, торгующие товарами длительного хранения: алкоголем, чаем, кофе. Однако и для них ситуация складывается не лучшим образом, так что предприниматели намерены просить государство о снижении налогов.

«Один из способов снизить негативное влияние от ослабления рубля — снижение НДС для чая и кофе», - пояснил журналистам гендиректор «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. По его словам, в осеннюю сессию депутаты «Единой России» внесут на рассмотрение Госдумы поправки в Налоговый кодекс, снижающие НДС для чая и кофе с 18% до 10%.

«Чем быстрее эта мера будет принята, тем выше шанс у производителей нивелировать повышение цен, - отметил Чантурия. – В прошлом году ритейлеры рапортовали, что им удается сдерживать рост цен. Но происходило это все за счет производителей, с которыми отсрочки по платежам достигали 50 дней, а отсрочки по принятию цен были снижены с 45 дней до 14 лишь в декабре», –  добавил он.

Тем не менее, пока ослабление рубля покупателям придется оплачивать из своего кармана. И на какой отметке остановятся цены, экономисты пока спрогнозировать не в состоянии.