"ГРУЗ-200": ОТ КОГО И КОМУ?

Близится к концу прокатная судьба нашумевшего фильма Алексея Балабанова "Груз-200". Теперь он начинает жить на DVD, возможно, какой-нибудь смелый канал отважится показать "Груз-200" на телевидении. Мы написали о спорной картине в первый день ее выхода на экраны страны (статья Л. Павлючика "Про уродов и людей" от 14 июня с. г.). Спустя два месяца после премьеры можно подвести некоторые итоги бытования этой ленты в прокате.

Скажем сразу: особых лавров фильм не снискал. Вопреки ожиданиям авторов, вопреки массированной раскрутке в прессе широкий зритель на "Груз-200" не пошел. Почему? Не потому ли, в частности, что авансы, выданные картине, были завышены? Так, во всяком случае, думает автор публикуемой ниже статьи, подводящей итоги дискуссии вокруг фильма.
Читаю в одном уважаемом издании: "Это последний гвоздь или осиновый кол в гроб Советского Союза". Так выглядит главный пассаж в рецензии на фильм Алексея Балабанова "Груз-200". Ведь догадываюсь, что за этим стоит, а вот, поди ж ты, попался на удочку. Как же, в прессе бурная дискуссия. И вот, отложив все дела, иду в кино...
В общем, так. Начальник районного отделения милиции капитан Журов в хуторской бане насилует дочку секретаря райкома партии, девственницу, горлышком пустой бутылки. Сам, значит, не может. Потом привозит ее к себе на квартиру и приковывает к кровати наручниками. Девушка угрожает ему властью всемогущего отца, а также тем, что ее жених, старший сержант воздушно-десантных войск Горбунов, служит сейчас в Афганистане, приедет и покарает...
Да, десантник Горбунов приезжает. Начальнику райотдела милиции капитану Журову звонит заместитель областного военного комиссара полковник Сухин и просит принять на местном аэродроме груз-200 - гроб с телом десантника Горбунова. И, соответственно, организовать похороны, поскольку Горбунов сирота, нет у него родителей. "Да ты не беспокойся, полковник, - говорит ему Журов. - Все сделаем, как надо".
Четыре милиционера во главе с Журовым встречают и получают груз-200 на аэродроме, привозят на квартиру Журова. Двоих он отсылает с приказанием оформить все как положено, а оставшийся с ним милиционер вскрывает деревянный гроб и цинковый ящик. Вдвоем с Журовым они затаскивают труп десантника Горбунова в комнату и кладут на кровать рядом с девушкой, дочерью секретаря райкома. Она просыпается и...
Но и этого мало для капитана Журова. Тут случается вызов на квартиру, где глушат водяру и буянят четверо ханыг. Хозяин начинает орать, что он пьет в своем доме, на свои кровные, честно заработанные, и никто не имеет права им мешать... Журов вскидывает пистолет и простреливает ему руку. (Не будем мелочными, не станем спрашивать, как отчитался Журов за патрон, за стрельбу на поражение: в 1984 году, как и сейчас, в ментовке могли избить человека до полусмерти, но пальба из табельного оружия без расследования не оставлялась. И за "макарова" по пустякам не хватались - неприятностей не оберешься.) Ханыгу хорошенько избивают и привозят опять-таки на квартиру Журова. Здесь капитан заставляет ханыгу насиловать дочку секретаря райкома, а сам внимательно наблюдает за процессом. Труп десантника, как вы понимаете, лежит тут же, рядом, над ним вьются мухи.
Есть еще побочные сюжеты, но эти - основные.
По поводу капитана Журова у меня к авторам нет вопросов. Ну, допустим, псих-маньяк. И его менты-помощники - тоже. А вот как попала на хутор дочь секретаря райкома? Ответ: тусовалась на дискотеке с одним хлыщом. Он поехал вместе с ней за самогоном на хутор, там нажрался и отрубился. А девушку - капитан Журов, в бане, горлышком бутылки...
Допускаю, что дочь секретаря райкома плясала на дискотеке с проходимцем без роду и племени, не имеющим здесь даже прописки, - в бывает. Да еще в настоящем гадюшнике, обшарпанном клубе, в бывшей церкви, больше похожей на каменный сарай после бомбежки. Допустим, были такие клубы в 1984 году в городах районного масштаба (на самом деле не было, тем более в Ленинградской области, где и происходит действие).
Но вот задача: что делала дочь секретаря райкома в этом городе после окончания школы? Понимаете, дети главных районных начальников после окончания школы в городах, руководимых папами, не оставались. Ни в каком качестве. Во-первых, во избежание контакта с населением. Ну представьте дочь секретаря райкома учетчицей в местной библиотеке. Или в дискотечном гадюшнике обжимающейся с каким-то типом неизвестного происхождения. Они, детки, уезжали в столичные институты, в институты крупных региональных центров, в крайнем случае - в областной город. Даже полному дебилу или полной дуре было обеспечено место в областном пединституте как минимум.
А без нее, без дочки секретаря райкома, кина нет.
Ну хорошо, допустим, она была такая единственная на весь Советский Союз - ни в какой МГУ не хочет ехать и дня не может прожить без родного города. Тогда другой, главный вопрос: почему заместитель областного военного комиссара по поводу груза-200 звонит в милицию, а не в районный военный комиссариат, почему груз-200 встречает и принимает начальник местной милиции? Такого в СССР никогда не было и не могло быть. Это дело военного ведомства, районного военного комиссара. Милиция туда не допускалась.
А без груза-200, без трупа, кина нет.
Его и так нет. Но с дочкой секретаря райкома (которой там быть не могло), с трупом десантника (которого там быть не могло никогда) - это уже полная лажа. Посмешище.
Но вот что пишут и говорят кинокритики:
"Груз-200" - последний фильм Алексея Балабанова - всколыхнул общество так, как это давно уже не удавалось отечественному кино. Мнения разделились полярно, равнодушных нет. Кто-то называет фильм провокацией, кто-то объявил художественное и публицистическое высказывание Балабанова гражданским подвигом.
"Груз-200" Алексея Балабанова - опыт всей страны... Подобные фильмы необходимы именно потому, что они как-то прикасаются к действительности, хоть как-то прорываются через гламур, через пошлость, которыми нас отравили".
"Фильм меня просто потряс. Я давно не испытывала столь глубокого эмоционального впечатления... Мне кажется, "Груз-200" - это образ страны 1984 года. Разлагающийся труп".
"Боязнь и неприятие собственного прошлого - самый верный признак нездоровья общества. И если столь смелая и откровенная трактовка событий двадцатилетней давности вызывает такую бурю эмоций, страна еще не вполне оправилась от ужаса".
Я привел только апологетические высказывания. Есть и ругательные. Там главные слова - чернуха, очернительство Советского Союза. Но и в том, и в другом случае само собой разумелось, что есть предмет для обсуждения. Надеюсь, коротким анализом основных сюжетных линий я показал, что предмета для обсуждения там нет - ни чернухи, ни белухи. А есть полное отсутствие всего, что составляет ткань, материю фильма.
Однако ж сколько разговоров...
И нельзя сказать, что мы имеем извечный сюжет с платьем голого короля. Там-то с одной стороны были откровенные жулики. С другой - король. А здесь ведь жуликов нет. И королей тоже. Тогда что?
Давно начался и усугубляется процесс всеобщей деградации. Одни производят нечто подобное, другие объявляют это ничто чуть ли не событием в кино.
И, видимо, вполне искренне.
А ВОТ ЧТО ГОВОРЯТ О ФИЛЬМЕ ЗРИТЕЛИ В ИНТЕРНЕТЕ:
Ирина: По-моему, это просто заказной фильм. Надо было обгадить тот режим и все с ним связанное, а история про мента-маньяка - обыкновенная замануха. Мне 29 лет, я жила в то время и ничего подобного не было. Я пожалела, что посмотрела этот фильм. Никому не советую это делать. Грязь и вранье.
Алексей: Нужно крепко ненавидеть свою страну, чтобы снять о ней такой мерзкий фильм. Всем, принимавшим участие в съемках, должно быть стыдно - от самого Балабанова до последнего рабочего, монтировавшего декорации.
Дмитрий Михайлович: Ночью смотрел "Груз-200". Вспоминаю, и аж мурашки по коже, и колени отнимаются. Фильм шедевральный, гениальный. Таких сильных впечатлений от просмотра картины я давно не получал. Не скрою, что эмоции в основном негативные. Одновременно тебе становится и жутко, и противно, и омерзительно как-то. Кажется, что в комнате, где ты находишься в данный момент, уже воняет... (Я смотрел фильм в наушниках, и создавалось ощущение, что мухи в голове летают, потом долго уснуть не мог). Но тот, кто утверждает, что не могло такого быть в светлом коммунистическом обществе, мягко говоря, лукавит. Все было: и менты-твари, и пацанов, как мясо, сажали в самолет, и в Афган отправляли, а обратно, как тушенку, в цинковых гробах возвращали, и самогон гнали... Было! Это надо показывать, чтобы больше не повторялось.
Иван: Господин Балабанов! Ваш фильм противостоит не режиму, а элементарным представлениям об исторической правде. Неужели вы, родившийся в СССР, учившийся во ВГИКе, напрочь забыли, что в СССР для 100 процентов населения было бесплатное образование и медицинское обслуживание? В середине 1980-х, о которых рассказывает фильм, невозможно было представить, что у народа в одночасье будет отнята собственность, создававшаяся трудом, потом, кровью предшествующих поколений, что химические продукты в красивых обертках, от которых мрут даже крысы, станут основой питания с грудного возраста, что торговля природными ресурсами, принадлежащими будущим поколениям, будет отдана в частные руки... Что касается Афгана, то страна в нем отстаивала, пусть, может быть, иллюзорно понятые, но государственные интересы. Кстати, за все годы войны в Афганистане погибли 13 тысяч человек. Почему же сегодня без войны и чумы население России каждый год уменьшается на 1 миллион?
Паша: Все это было. Трупы девочек, слегка закопанных прямо у подъезда или в муравейнике. Постоянно зэки в бегах, разбитые дороги, девочки, которых насилуют, пока их парни на войне гибнут. А по телеку, как всегда, праздничный концерт. А кто этому не верит, приезжайте к нам в Соликамск или "шары протрите". Так до сих пор живут миллионы ваших соотечественников!..
Офицер: Можно до бесконечности рассуждать о скрытом смысле фильма, об имеющихся в нем аллегориях, но в сухом остатке остается одно: "Груз-200" содержит в себе разрушительную, а не созидательную энергетику. Еще раз наше порицание Балабанову, фильм - в корзину, а корзину - в мусорное ведро.