Идею постройки в Москве "дворца рабочих и трудящихся крестьян" высказывал еще С. Киров в 1922 году. Но строительство началось только в начале 40-х. 417-метровая "высотка" должна была опираться на мощный каркас общим весом 300 тысяч тонн - для него в Днепропетровске наладили производство деталей из высококачественной стали особой марки "ДС" ("Дворец Советов"). К июню 1941-го уже вовсю шел монтаж металлоконструкций. Успели частично собрать "скелет" стилобата - нижнего яруса. "Клетка" этого каркаса высотой почти с 10-этажный дом поднялась над старыми московскими кварталами со стороны Волхонки и Соймоновского проезда... Однако с началом войны все работы были свернуты.
Обстоятельства гибели здания-исполина нигде не афишировались. Но автору этих строк довелось встречаться с инженером-путейцем Борисом Степановым, который волею случая оказался участником событий, приведших к уничтожению недостроенного Дворца Советов.
- Незадолго до войны приступили к прокладке Северо-Печерской магистрали - железной дороги Коноша - Котлас - Воркута, - рассказал Степанов. - Все работы осуществляло Главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), где я работал. Через несколько месяцев после нападения фашистов выяснилось, что необходимо открыть движение по этой трассе как можно скорее: воюющая страна остро нуждались в угольных запасах Воркутинского бассейна и нефти Ухты. Тысячи зэков трудились на сооружении дороги днем и ночью. Но задержка могла получиться из-за отсутствия ферм для мостов через многочисленные реки на участке от Котласа до Воркуты. Металл для ферм найти никак не удавалось...
И вот однажды, в январе 1942 г., старшего инженера Отделения мостов ГУЛЖДС Степанова вызвал к себе начальник главка генерал Френкель: "Поедете со мной в Госплан!"
- Разговор в кабинете председателя Госплана Сабурова получился коротким, - продолжает Степанов. - "Весь металл сейчас идет на нужды армии, - отрезал Сабуров. - Единственное, что могу вам предложить, - разобрать для постройки мостов каркас Дворца Советов". Френкелю не оставалось ничего другого, как принять такой неожиданный "подарок". Бюрократические вопросы уладили буквально за пару дней. Мне рассказывали потом, что Сталин, завизировав постановление о передаче недостроенного дворца в ведение ГУЛЖДС, написал на полях документа: "Выиграем войну - построим заново!"
Вскоре из Котласа в Москву было отправлено "строительное подразделение", состоявшее из нескольких вольнонаемных специалистов и 200 заключенных. Их поселили в домиках, где раньше ютились рабочие "великой сталинской стройки". Зэков первым делом заставили обносить эти бараки колючей проволокой и сооружать сторожевые вышки. Так в самом центре Москвы, буквально в нескольких сотнях метров от Кремля, появилась лагерная зона!
К разборке конструкций Дворца Советов приступили летом 1942 г. Снятые фрагменты грузовиками везли в Лужники и там перекладывали на железнодорожные платформы.
К весне 1943-го от громадного каркаса почти ничего не осталось. Половину добытого из дворца металла передали в Наркомат путей сообщения - для восстановления железнодорожных мостов на освобожденных от фашистов территориях. А часть демонтированного каркаса (более 12 тысяч тонн) была использована для строительства мостовых ферм на Северо-Печерской магистрали.
Эти мосты - через Северную Двину, Вычегду, Усу, Вилядь - эксплуатируются до сих пор. И прославленный в песне курьерский поезд Москва - Воркута, устремляясь к Полярному кругу, с гулом пропускает под своими колесами остатки фантастического Дворца Советов, которому так и не суждено было стать символом могущества социалистической России.