ОЛЬГА БУДИНА: КАК СТАТЬ ИДЕАЛЬНОЙ МАМОЙ

В сентябре канал РТР готовит премьеру- телесериал о непростых взаимоотношениях Иосифа Сталина и Надежды Аллилуевой. Сталина играет грузинский актер Дута Схиртладзе. Аллилуеву - Ольга Будина, звезда фильмов "Саломея", "Идиот", "Дневник его жены", "Московская сага". Несмотря на громкую известность, актриса давно не появлялась на экранах. Поэтому первый вопрос к актрисе родился сам собой.

- Куда пропала Ольга Будина?
- Никуда я не пропала. Как только два с половиной года назад узнала, что беременна, то решила резко поменять образ жизни. Уехала за город и сменила номер мобильного. Родив, до года сидела...
Нет, мне не нравится слово "сидела", как будто родители только и делают, что сидят возле ребенка и меняют ему памперсы. Скажу так: до года я неотлучно была с ребенком, кормила его грудью, играла с ним, не прибегала к услугам няни и домработницы. Мне помогала только моя мама. Считаю такой шаг одним из самых правильных в жизни.
ТРАКТАТ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
- А подвиги актрис, которые через месяц после родов возвращались на съемочную площадку, вас не вдохновляли?
- Это выбор каждой женщины. Но я не считаю такой поступок подвигом. Уверена, что задним числом что-то исправить в ребенке тяжело. Лучше сразу в него заложить здоровое начало. Ведь на чаше весов человеческая жизнь. Сейчас моему сыну около двух лет. Он живой, активный, любознательный ребенок, кокетка и драчун одновременно. Наум не знает, что такое еда из баночек, из пакетиков, ест только натуральную пищу. Он много времени проводит на воздухе, в лесу. С ним часто гуляю я, моя мама, папа. Надо видеть глаза ребенка: они совсем другие, чем если бы он рос под присмотром посторонних людей.
- Говорят, вы даже книгу написали, основываясь на своем опыте материнства.
- Еще будучи беременной, я стала ходить в школу будущих мам и школу сознательного родительства. Там я узнала много новой, уникальной информации. Когда же я столкнулась с тем, что знают о своем состоянии, о будущем ребенке молодые мамы, то была шокирована их наивными представлениями о важнейших вещах.
В женских консультациях, на детских площадках я стала делиться с ними своими знаниями, и они смотрели на меня недоверчивыми глазами. Тогда я решила написать книгу. Не верите на слово? Тогда читайте, сравнивайте, думайте, делайте выводы. Но мне показалось неправильным писать только на основе моего личного материнского опыта.
Я подключила к делу "продвинутых" врачей, психологов, психотерапевтов, даже биофизиков. Встречалась с ними, консультировалась. В итоге намечается капитальный труд, который издательство "Эксмо" собиралось выпустить в октябре, но, видимо, я не успею закончить работу, поскольку сейчас снимаюсь сразу в двух новых проектах: экранизации романа Анатолия Рыбакова "Тяжелый песок" и сериале, в котором я играю - аккурат в тему - акушера-гинеколога. Когда мне предложили роль, я с улыбкой подумала: на ловца и зверь бежит.
КАК МЫ СПОТКНУЛИСЬ ОБ "ИДИОТА"
- Вам легко дается работа сразу в нескольких проектах?
- Бывали годы, когда я снималась сразу в пяти картинах - и ничего. А вот съемки в "Идиоте" не могла совмещать с работой в "Московской саге" и попросила развести их на разное время.
Дело не только в сложном образе Аглаи, но и в самом романе Достоевского, написанном совсем по-другому, чем говорят сейчас. Когда начала учить текст, возникло ощущение, что это какой-то иностранный язык. Другой ритм построения фразы с бесконечными деепричастными оборотами, инверсиями. Да и само предложение занимало иной раз целую страницу.
Чтобы выучить роль, приходилось прикладывать необыкновенные усилия. Обычно я легко запоминаю текст, мне не надо его учить: просмотрю бегло в гримерке - и уже помню наизусть. Но здесь... Каждую сцену я учила за пять дней, потом четыре дня повторяла и все равно иногда спотыкалась. Как, впрочем, и мои партнеры. Но результат, похоже, окупил наши усилия.
- Вы довольны тем, как складывается ваша актерская судьба?
- Мне грешно гневить Господа. За десять лет, что я играю в кино, повезло сниматься у выдающихся режиссеров, которые каждый раз находили во мне какую-то новую краску. Например, Глеб Панфилов в картине "Романовы. Венценосная семья" требовал от меня легкости, озорства. Александр Митта в "Таежном романе" хотел, чтобы я почувствовала себя первой девушкой на деревне, но при этом не бой-бабой, не стервой.
Владимир Бортко в уже упоминавшемся "Идиоте" просил, чтобы я сыграла полудевушку-полуженщину - так сказать, будущую Настасью Филипповну, но пока еще в зародыше, в бутоне. Алексей Учитель в "Дневнике его жены" хотел сделать из моей героини утонченную эстетку, объект мужского вожделения, что я с удивлением в себе обнаружила. Меня ведь воспитывали в такой строгости, что я в зеркало лишний раз боялась посмотреться. Мол, нужно делом заниматься, а не красоваться.
- В юности вы се-рьезно занимались музыкой, но эта сторона вашего дарования пока применения в кино не нашла.
- Очень страдаю от этого. Я всегда хорошо пела. Была солисткой всевозможных хоров. В школе у нас был свой ансамбль, мы играли на школьных дискотеках. В музыкальной школе пела "Страсти по Матфею" Баха. Я ведь собиралась поступать в Гнесинку, но в итоге отнесла документы в Щуку, чтобы стать драматической актрисой. И музыка, к сожалению, с тех пор в моем творчестве даже не на втором, а на двадцать втором плане...
- А ведь вы могли бы и в мюзикле сыграть.
- И в приключенческом, романтическом фильме, я ведь еще и фехтую, и на лошади скакать умею, но пока мне в кино эти умения не пригодились. Но дело даже не в этом. Вы не поверите, но в институте я переиграла немало характерных персонажей, а сегодня меня используют чаще всего в ролях, скажем так, положительных красавиц.
- Вы, наверное, погружаетесь в образ с головой?
- Когда как. Могу сыграть сцену истерики, а потом выйти из кадра и тут же рассказать анекдот. А иногда так зарываюсь в работу, что ничего вокруг не вижу.
Помню, читала сценарий фильма о Сталине и Аллилуевой, выстраивала линию судьбы своей героини. А Наум в это время ползал по дивану. Я так глубоко погрузилась в саму себя, что смотрю на него - и не вижу. Он у меня чуть не свалился, еле успела схватить его за руку. После того случая я запретила себе заниматься параллельно сыном и актерством. Когда я с ребенком, думаю только о нем. Когда в работе - только о работе. Раньше у меня на заставке мобильного телефона была фотография Наума. Но когда начались съемки фильма про Надежду Аллилуеву, я ее убрала, чтобы не расслабляться посреди творческого процесса.
АКТЕРСКАЯ ХИМИЯ
- Как вас утвердили на роль Надежды Аллилуевой - она же на всех фотографиях толстая, а вы такая хрупкая.
- А я сама была толстая еще год-полтора назад. Когда кормила Наума, много ела, чтобы ребенок получал от меня необходимые ему полезные вещества, витамины. В результате поправилась на 15-20 килограммов. Тут мне как раз и предложили роль Надежды Аллилуевой, которая, вы правы, худенькой никогда не была.
Тем не менее Мира Григорьевна Тодоровская, продюсер и автор сценария фильма, попросила меня даже немного похудеть - для эстетизации, что ли, образа. Но я уговорила ее не настаивать на этом. Если бы я похудела - это уже была бы не Надежда Аллилуева. Тут ведь такая актерская химия начинается...
Сначала ты ничего не понимаешь про свою героиню, копаешься в книгах, в воспоминаниях современников, а в какой-то момент возникает ощущение, что ты ее знаешь, чувствуешь лучше, чем кто-либо на свете. По отношению к Надежде Аллилуевой у меня такое чувство точно есть. Это была очень красивая женщина, тогда ведь были иные каноны красоты.
- Как вы сбрасывали вес?
- Секрет прост. Чтобы похудеть, я перешла на раздельное питание. То есть белки (мясо, рыба) ем отдельно от углеводов (хлеб, картошка, крупы). И результаты появились довольно быстро. А еще я стала пить структурированную воду.
- ?
- Вода, которую мы обычно пьем, из-под крана, даже из пластиковых бутылок, плохая, неправильная. Вообразите, через какую жесткую систему очистки она проходит после ржавых труб! В результате у нее меняется молекулярный состав. Вода обретает свою первозданную структуру, только если попадает в гармоничную для себя среду. Не удивляйтесь, но вода впитывает информацию, у нее есть память. Прослушав молитву, "Оду к радости" Бетховена или концерт Моцарта, вода опять становится живой.
И вот ученые придумали специальные установки, которые помогают структурировать воду в домашних условиях. Можно возвращать воде Божественную структуру в храме, во время службы. Попадая в наш организм (а мы на 70% состоим из воды), структурированная вода исправляет в нем дисгармонии, лечит. Вот вам и ответ о секретах красоты и здоровья.
КАКОГО БАТЮШКУ СЛУШАТЬ?
- В храм, как я понимаю, вы ходите не только ради того, чтобы структурировать воду?
- Дорога привела меня к храму давно. Я человек, безусловно, верующий. Стараюсь жить по христианским канонам. Было время, когда я каждую субботу ходила на исповедь, не пропускала ни одной воскресной службы, исправно постилась. Сейчас я не так часто хожу в церковь.
Дело в том, что в последние два года я жила то в одном месте, то в другом. Соответственно ходила то в один храм, то в другой. И заметила, что уровень требований священнослужителей к своей пастве сильно разнится. Один батюшка говорит: можно и так. Другой: ни за что на свете. Кого же слушаться? Того, кто делает послабления, или того, кто держит меня в строгости? Или саму себя? И я постепенно пришла к убеждению, что вера - она внутри человека, и ему необязателен посредник между Богом и человеком. Человек сам в состоянии напрямую общаться со своей божественной частичкой, которая именуется душой.
ПЕРВАЯ ЖЕРТВА
Первый успех пришел к Ольге Будиной на третьем курсе. Глеб Панфилов искал исполнительниц на роли дочерей Николая Второго для фильма "Романовы. Венценосная семья". Пробы проходили так: режиссер показывал претенденткам фотографии царской семьи и спрашивал: "Как вы думаете, на кого вы похожи?"
Оля ткнула пальцем в Анастасию. По сюжету девушки и царевич болели корью и, чтобы их волосы не выпали, перед отъездом в Тобольск их всех побрили наголо. Оля в то время носила длинные волосы, ее посадили перед камерой и остригли. Когда Будина вышла со съемочной площадки и увидела себя лысой, у нее началась самая настоящая истерика. Первая жертва искусству была принесена.
Настоящая популярность пришла к Оле после фильма "Граница. Таежный роман", где она сыграла красавицу Марину, за любовь которой борются не на жизнь, а на смерть двое офицеров. Съемки проходили в деревне на Брянщине.
СРАЗИЛА ЭТУША
На семейном совете было решено, что Оля пойдет в педагогический университет. Но однажды она оказалась на Арбате и увидела в уютном дворике толпу своих сверстников - абитуриентов Щукинского училища. У Оли екнуло сердце, и она записалась в Щуку на прослушивание - благо стихотворно-песенный репертуар у девушки был необъятный.
Но "сразила" Оля комиссию во главе с Владимиром Этушем тем, что вслед за детской сказкой "У козлика не было бабушки" и басней "Бабочка и голубка" прочитала стихотворение на... испанском языке. Удивленный Владимир Абрамович спросил: "Это все?" На что Оля ответила: "Нет, не все". И выдала русский перевод.
БЫЛО ОЧЕНЬ БОЛЬНО
В детстве Ольга Будина категорически не хотела быть маленькой. Всегда подражала взрослым. Если шла гулять со своим младшим братом, то воображала себя мамой. Одна ее подружка сказала, что знает один женский секрет: у настоящей, взрослой женщины должны быть туфли на каблуках. И подсказала, как сделать "каблуки". Надо было надеть шерстяной носок, под пятку положить катушку ниток. И таким образом получались "сапоги на каблуках".
Так Ольга и сделала. Катушки постоянно опрокидывались, и было очень больно, но Ольга все равно ходила дома только на каблуках.