МУСЛИМ МАГОМАЕВ: МЕНЯ ПРЕСЛЕДУЕТ "КОРОЛЕВА КРАСОТЫ"

Когда Муслим Магомаев вышел на сцену "Октябрьского", было заметно, как он волнуется. Еще бы, артист не пел здесь, наверное, лет 20. Зал, вопреки прогнозам скептиков (растерял, мол, уже певец свою аудиторию), оказался переполнен, лишние билетики спрашивали за два квартала. Правда, новых вещей мы практически не услышали, но поклонников вполне устроил старый репертуар: "Сердце на снегу", "Вдоль по Питерской", "Йе-йе, хали-гали", "Ленточка моя финишная", "Хэлло, Долли"... Интересно, что Магомаев и его не менее знаменитая супруга Тамара Синявская обошлись в тот вечер без оркестра - аккомпанировал и себе,и очаровательной жене сам Муслим Магомедович, ведь он еще и отличный пианист. Утомленный этой "двойной нагрузкой" и жарой, после концерта Магомаев отказался почти от всех интервью...

- Муслим Магомедович, назовите ваши главные песенные хиты.
- Это сложно, у меня почти все песни были, как сейчас говорят, хитами.
- По какому же принципу вы отобрали несколько десятков песен для недавно вышедшей лазерной аудиоантологии, состоящей из двух дисков?
- Я старался выбирать не по "хитовости", а по тому, насколько я удовлетворен качеством собственного исполнения. Конечно, приходилось идти на уступки. Например, "Королева красоты" никаким особенным достижением с точки зрения вокального искусства не является. Там и петь-то, можно сказать, нечего - но вещица тем не менее пользовалась сумасшедшей популярностью, и меня бы попросту не поняли, если бы я обошелся без нее или, скажем, без "Свадьбы".
- Сейчас большой спрос на "ретро", особенно у наших зарубежных соотечественников, многие из которых испытывают сильные ностальгические чувства. Однако вас почему-то не видно в рядах наших гастролеров, скажем, в Америке.
- Мне вполне достаточно концертов на территории бывшего Союза. В Сибири, на Урале, в Средней Азии, Закавказье - прекрасный зритель. А до Америки так далеко лететь, одному же - не хочется.
- Почему одному - разве Тамара Ильинична не путешествует вместе с вами?
- Нам трудно надолго уезжать вместе. У нас ведь собачка - карликовый пудель Чарли. Максимум, насколько можем его оставить, - на неделю с девушкой, которая помогает нам по хозяйству.
- Молва утверждает, что в молодые годы вы давали чуть ли не по три сольных концерта в день в забитых под зaвязку дворцах спорта.
- Это преувеличение. Я никогда не был приверженцем к чрезмерной эксплуатации голоса. Лишь иногда давал не по три, конечно, а по два концерта в день. Вообще же старался и этого избегать. Когда знаешь, что тебе еще предстоит сегодня петь где-то в другом месте, то невольно начинаешь экономить силы, перестаешь отдаваться пению полностью. Значит - фактически обманываешь публику.
- Мне приходилось слышать, что Магомаев - типичный представитель Востока. А восточные люди раньше мудреют, предпочитая внешней активности внутреннее созерцание.
- Я очень уважаю своих предков, тем более что среди них - действительно выдающиеся люди. (В частности, дед певца, Муслим Магомаев, в честь которого и назвали в свое время мальчика, - один из первых азербайджанских профессиональных композиторов. - М. С.). Однако типично восточным человеком себя не считаю. Неоднократно, например, меня подводил взрывной характер: мог послать высокого начальника от культуры куда-нибудь подальше.
- Однако книжка ваших воспоминаний вышла на удивление нескандальной...
- Это произошло в каком-то смысле под влиянием книги Майи Плисецкой. В ней знаменитая балерина особое внимание уделяет тем, кто мешал ей в жизни. Прочтя это, я решил: зачем портить настроение себе и читателям разговорами о людях, которые мне несимпатичны? К тому же многое, в том числе и злое, благополучно забылось, а дневник я не вел.
- У Иосифа Кобзона вышел диск ремиксов "Я техно отдал все сполна". Вы бы одобрили идею подобного альбома переделок ваших старых шлягеров?
- Вообще я против чересчур сильной переделки. Вот переоркестровка, считаю, полезна, она освежает звучание. Но и это - дело ответственное, предпочитаю не поручать его какому-нибудь модному ди-джею, а выполнять самому - я же профессиональный музыкант. Например, заново оркестровал многие песни Арно Бабаджаняна к вечеру памяти этого замечательного композитора. Осовременил и некоторые песни Дунаевского, Блантера, Хренникова, Богословского... Так что идею "Старых песен о главном" провожу в жизнь уже лет 30. А насчет перепева... Всегда помню слова Марии Каллас: "Жалко, что в то время, когда певец знает, как надо петь, мудреет, может вложить больше сердца, души, - он не может вернуть молодой голос". Слушаю свои старые записи и понимаю, что, конечно, сейчас я трактовал бы эти вещи по-другому, - но все равно лучше, чем тогда, не исполнил бы, потому что в этом исполнении не было бы главного - молодого Магомаева... Кланяюсь Господу за то, что и сейчас голос звучит. После 50 лет каждый такой день для вокалиста - подарок свыше. Но хочу, чтобы мой голос запомнили таким, каким он был в 25 лет.
- Интересно, а новые поклонники у вас в последние годы появились?
- Прежде всего хорошо, что я, смею думать, не растерял старых. Когда выхожу на сцену, публика принимает меня чуть ли не лучше, чем раньше. Но должен заметить, что вижу в зале и немало молодых лиц. Понимаю, что многими движет любопытство: "Как, он еще поет, ему ведь, наверное, 100 лет! Да еще, экий молодец, выходит на сцену без посторонней помощи..." Но надеюсь, что после первых же спетых мною вещей эти мысли уходят, и люди начинают оценивать меня как действующего артиста, а не как музейный экспонат. Во всяком случае, когда меня пригласили в телепрограмму "Это было, было... ", где крутили мои старые записи, я отказался от съемок: "Почему - было? Вот он я - живой".
- Но почему-то и в нынешний 60-летний юбилей вы не балуете слушателей обилием концертов.
- Более того - ни на 50-, ни на 55-летие не устраивал пышных действ с длинным списком народных артистов в афише. Почему в мой праздник мои друзья-коллеги Лева Лещенко, Володя Винокур и другие должны работать, да еще бесплатно, так как обычно такое делается на дружеских началах? Они должны в этот день сидеть вместе со мной за праздничным столом.
- Бросая взгляд на прожитые годы - кого из людей эпохи вы бы назвали среди самых ярких личностей?
- Прежде всего - Дмитрия Сергеевича Лихачева. Мне было очень грустно, когда он ушел.
- Вы были дружны?
- Даже знакомы не были. Просто это последний представитель старой русской интеллигенции, совесть России... Из музыкантов для меня самый-самый - Мстислав Ростропович.
- А из певцов?
- Если речь об эстраде, то Аллу Борисовну Пугачеву еще никто не превзошел. Что бы она ни сделала: может даже не петь, а просто выйти к микрофону и, хохотнув, рассказать какую-нибудь незатейливую побасенку - восторг публики обеспечен. В классическом же вокале - после Карузо, Джильи, Марио дель Монако, Корелли "звезды" конца прошлого - начала нынешнего века, простите меня, меркнут.
- А когда многие сравнивают Николая Баскова с молодым Магомаевым, как вы на это реагируете?
- Начну с того, что Колю очень люблю, мы хорошо знакомы. А познакомил нас азербайджанский посол. Однажды он сказал: "Муслим, не могли бы вы с Тамарой послушать парня - сына моего московского друга-военного? Говорят, у него неплохой голос". Сначала я не пришел в восторг от этой просьбы - сколько уж таких "самородков" пришлось переслушать, и почти всегда они оказывались бездарны. Но на этот раз отказать было неудобно. И вот пришел к нам с Тамарой мальчик, я спросил, что он хочет спеть. Он сказал: неаполитанскую песню "Та, которая не плачет". Я сел за рояль, начал играть, он запел - и в квартире все зазвенело. Звук прекрасный, голос поставлен. Я тогда улыбнулся: "Парень, о чем тут советоваться, все и так ясно".
Но сравнивать наши карьеры я бы пока поостерегся. Я пою с 14 лет, еще в школе-десятилетке получил образование пианиста и композитора, после консерватории поехал в Италию, два года стажировался там в театре "Ла Скала". Объездил все оперные театры Советского Союза, спев подготовленные в Италии партии в "Севильском цирюльнике" и "Тоске". Пел классические программы в Зале имени Чайковского, по всем филармониям СССР. Выступал с лучшими дирижерами страны. Это уж потом меня эстрада перетянула. Но и с песенной эстрады я постоянно пел классику, и мне приятна мысль, что кого-то из тех, кто до того воспринимал только песню, я заинтересовал оперной музыкой.
Коля же, начав с концертов, к опере, мне кажется, пока не очень готов. Хотя я его прекрасно понимаю: быстрая слава так сладка! К чести Баскова замечу, что он не стоит на месте, прогрессирует как певец.
- А вы, знаю, в последнее время прогрессируете и как живописец.
- Когда-то я серьезно раздумывал: чем заняться в жизни - петь или рисовать? Потом был большой перерыв, но теперь я снова начал писать, даже маслом, чего раньше не делал. Работаю над портретами Верди, Чайковского, Пушкина. Пишу не на заказ - для себя. Правда, недавно на автоответчик позвонили из Пушкинского музея и предложили... персональную выставку. Я даже не стал перезванивать, сочтя это безумием - мне выставляться в таком серьезном месте! А вот советы мастеров принимаю охотно. Так, немало ценного мне подсказал Александр Шилов.
Еще увлекаюсь компьютером. Не только партитуры на нем пишу, но и занимаюсь обработкой фотографий. Могу ослиные уши человеку приделать, а могу в писаного красавца его превратить. Тамаре особенно нравится, что я в состоянии одним движением руки сделать ее лет на 20 моложе. Ирине Константиновне Архиповой тоже очень понравился новый имидж, который я ей придумал, теперь этот компьютерный портрет висит у нее дома.
- Вы - увлекающийся человек и, наверное, способны на рискованные поступки. Например - зайти в казино и поставить по-крупному...
- Как-то в молодости я увлекся игрой и проиграл очень большую сумму. Тогда понял, что лучше мне держаться от азартных игр подальше. Так же как лучше не "болеть" в спорте. Потому что если дать волю страстям, становлюсь совершенно неуправляемым, много нервов трачу понапрасну. Позволяю себе "болеть", только когда какие-то очень серьезные международные соревнования с участием наших спортсменов.
- Если не секрет, какую сумму вы тогда проиграли?
- Страшно сказать - две тысячи советских рублей. За концерт в ту пору я получал 200...
Однажды нас с Эдитой Пьехой пригласили в Монте-Карло. Мы тогда с ней были на кинофестивале в Каннах, и мой брат, живущий в Швейцарии, решил развлечь нас по-европейски, то есть рулеткой. Мы, как и все советские артисты, серьезных денег, конечно, не имели. Брат подарил нам по десять фишек. Эдита проиграла все, а у меня из десяти фишек осталась одна. Тогда я отдал ей эту фишку, и представьте, она выиграла! Причем хорошую, в нашем тогдашнем понимании, сумму - франков 90 (в то время как наши суточные составляли 20 или 30 франков). Так я еще раз убедился: не мое это дело - в играх счастья пытать! Ну ничего, зато в любви везет, слава Богу.
- Ваша единственная дочь от первого брака не пошла по вашим стопам?
- В каком-то отношении пошла: окончила бакинскую музыкальную школу-десятилетку, прекрасно играет на рояле, читает с листа получше папы. Но ее мать, бабушка, дедушка настояли, чтобы она поступила на биофак. После института дочка поработала несколько лет в различных фирмах, а затем вышла замуж и уехала в Америку.
- О вашей с Тамарой Ильиничной семье ходят легенды, вас называют идеальной супружеской парой. Как две такие яркие личности уживаются рядом? Неужели никогда не бывает конфликтов?
- Если вдруг случается размолвка, никогда не "сражаюсь до победного" - просто ухожу в другую комнату. Вообще стараюсь воспринимать такие вещи с философским спокойствием. А если муж с женой никогда не ссорятся, тут что-то не так, от таких отношений пахнет равнодушием.
- Вы как восточный мужчина наверняка сторонник патриархата в семье?
- Мужчина должен быть главой семьи хоть на Востоке, хоть на Западе. Другое дело, что умному человеку люди сами с удовольствием подчиняются. А он, в свою очередь, заботится о близких, так что в конце концов кто кого оберегает, кто за кем ухаживает - невозможно определить. Это и называется любовью.