- Муслим Магомедович, назовите ваши главные песенные хиты.
- Это сложно, у меня почти все песни были, как сейчас говорят, хитами.
- По какому же принципу вы отобрали несколько десятков песен для недавно вышедшей лазерной аудиоантологии, состоящей из двух дисков?
- Я старался выбирать не по "хитовости", а по тому, насколько я удовлетворен качеством собственного исполнения. Конечно, приходилось идти на уступки. Например, "Королева красоты" никаким особенным достижением с точки зрения вокального искусства не является. Там и петь-то, можно сказать, нечего - но вещица тем не менее пользовалась сумасшедшей популярностью, и меня бы попросту не поняли, если бы я обошелся без нее или, скажем, без "Свадьбы".
- Сейчас большой спрос на "ретро", особенно у наших зарубежных соотечественников, многие из которых испытывают сильные ностальгические чувства. Однако вас почему-то не видно в рядах наших гастролеров, скажем, в Америке.
- Мне вполне достаточно концертов на территории бывшего Союза. В Сибири, на Урале, в Средней Азии, Закавказье - прекрасный зритель. А до Америки так далеко лететь, одному же - не хочется.
- Почему одному - разве Тамара Ильинична не путешествует вместе с вами?
- Нам трудно надолго уезжать вместе. У нас ведь собачка - карликовый пудель Чарли. Максимум, насколько можем его оставить, - на неделю с девушкой, которая помогает нам по хозяйству.
- Молва утверждает, что в молодые годы вы давали чуть ли не по три сольных концерта в день в забитых под зaвязку дворцах спорта.
- Это преувеличение. Я никогда не был приверженцем к чрезмерной эксплуатации голоса. Лишь иногда давал не по три, конечно, а по два концерта в день. Вообще же старался и этого избегать. Когда знаешь, что тебе еще предстоит сегодня петь где-то в другом месте, то невольно начинаешь экономить силы, перестаешь отдаваться пению полностью. Значит - фактически обманываешь публику.
- Мне приходилось слышать, что Магомаев - типичный представитель Востока. А восточные люди раньше мудреют, предпочитая внешней активности внутреннее созерцание.
- Я очень уважаю своих предков, тем более что среди них - действительно выдающиеся люди. (В частности, дед певца, Муслим Магомаев, в честь которого и назвали в свое время мальчика, - один из первых азербайджанских профессиональных композиторов. - М. С.). Однако типично восточным человеком себя не считаю. Неоднократно, например, меня подводил взрывной характер: мог послать высокого начальника от культуры куда-нибудь подальше.
- Однако книжка ваших воспоминаний вышла на удивление нескандальной...
- Это произошло в каком-то смысле под влиянием книги Майи Плисецкой. В ней знаменитая балерина особое внимание уделяет тем, кто мешал ей в жизни. Прочтя это, я решил: зачем портить настроение себе и читателям разговорами о людях, которые мне несимпатичны? К тому же многое, в том числе и злое, благополучно забылось, а дневник я не вел.
- У Иосифа Кобзона вышел диск ремиксов "Я техно отдал все сполна". Вы бы одобрили идею подобного альбома переделок ваших старых шлягеров?
- Вообще я против чересчур сильной переделки. Вот переоркестровка, считаю, полезна, она освежает звучание. Но и это - дело ответственное, предпочитаю не поручать его какому-нибудь модному ди-джею, а выполнять самому - я же профессиональный музыкант. Например, заново оркестровал многие песни Арно Бабаджаняна к вечеру памяти этого замечательного композитора. Осовременил и некоторые песни Дунаевского, Блантера, Хренникова, Богословского... Так что идею "Старых песен о главном" провожу в жизнь уже лет 30. А насчет перепева... Всегда помню слова Марии Каллас: "Жалко, что в то время, когда певец знает, как надо петь, мудреет, может вложить больше сердца, души, - он не может вернуть молодой голос". Слушаю свои старые записи и понимаю, что, конечно, сейчас я трактовал бы эти вещи по-другому, - но все равно лучше, чем тогда, не исполнил бы, потому что в этом исполнении не было бы главного - молодого Магомаева... Кланяюсь Господу за то, что и сейчас голос звучит. После 50 лет каждый такой день для вокалиста - подарок свыше. Но хочу, чтобы мой голос запомнили таким, каким он был в 25 лет.
- Интересно, а новые поклонники у вас в последние годы появились?
- Прежде всего хорошо, что я, смею думать, не растерял старых. Когда выхожу на сцену, публика принимает меня чуть ли не лучше, чем раньше. Но должен заметить, что вижу в зале и немало молодых лиц. Понимаю, что многими движет любопытство: "Как, он еще поет, ему ведь, наверное, 100 лет! Да еще, экий молодец, выходит на сцену без посторонней помощи..." Но надеюсь, что после первых же спетых мною вещей эти мысли уходят, и люди начинают оценивать меня как действующего артиста, а не как музейный экспонат. Во всяком случае, когда меня пригласили в телепрограмму "Это было, было... ", где крутили мои старые записи, я отказался от съемок: "Почему - было? Вот он я - живой".
- Но почему-то и в нынешний 60-летний юбилей вы не балуете слушателей обилием концертов.
- Более того - ни на 50-, ни на 55-летие не устраивал пышных действ с длинным списком народных артистов в афише. Почему в мой праздник мои друзья-коллеги Лева Лещенко, Володя Винокур и другие должны работать, да еще бесплатно, так как обычно такое делается на дружеских началах? Они должны в этот день сидеть вместе со мной за праздничным столом.
- Бросая взгляд на прожитые годы - кого из людей эпохи вы бы назвали среди самых ярких личностей?
- Прежде всего - Дмитрия Сергеевича Лихачева. Мне было очень грустно, когда он ушел.
- Вы были дружны?
- Даже знакомы не были. Просто это последний представитель старой русской интеллигенции, совесть России... Из музыкантов для меня самый-самый - Мстислав Ростропович.
- А из певцов?
- Если речь об эстраде, то Аллу Борисовну Пугачеву еще никто не превзошел. Что бы она ни сделала: может даже не петь, а просто выйти к микрофону и, хохотнув, рассказать какую-нибудь незатейливую побасенку - восторг публики обеспечен. В классическом же вокале - после Карузо, Джильи, Марио дель Монако, Корелли "звезды" конца прошлого - начала нынешнего века, простите меня, меркнут.
- А когда многие сравнивают Николая Баскова с молодым Магомаевым, как вы на это реагируете?
- Начну с того, что Колю очень люблю, мы хорошо знакомы. А познакомил нас азербайджанский посол. Однажды он сказал: "Муслим, не могли бы вы с Тамарой послушать парня - сына моего московского друга-военного? Говорят, у него неплохой голос". Сначала я не пришел в восторг от этой просьбы - сколько уж таких "самородков" пришлось переслушать, и почти всегда они оказывались бездарны. Но на этот раз отказать было неудобно. И вот пришел к нам с Тамарой мальчик, я спросил, что он хочет спеть. Он сказал: неаполитанскую песню "Та, которая не плачет". Я сел за рояль, начал играть, он запел - и в квартире все зазвенело. Звук прекрасный, голос поставлен. Я тогда улыбнулся: "Парень, о чем тут советоваться, все и так ясно".
Но сравнивать наши карьеры я бы пока поостерегся. Я пою с 14 лет, еще в школе-десятилетке получил образование пианиста и композитора, после консерватории поехал в Италию, два года стажировался там в театре "Ла Скала". Объездил все оперные театры Советского Союза, спев подготовленные в Италии партии в "Севильском цирюльнике" и "Тоске". Пел классические программы в Зале имени Чайковского, по всем филармониям СССР. Выступал с лучшими дирижерами страны. Это уж потом меня эстрада перетянула. Но и с песенной эстрады я постоянно пел классику, и мне приятна мысль, что кого-то из тех, кто до того воспринимал только песню, я заинтересовал оперной музыкой.
Коля же, начав с концертов, к опере, мне кажется, пока не очень готов. Хотя я его прекрасно понимаю: быстрая слава так сладка! К чести Баскова замечу, что он не стоит на месте, прогрессирует как певец.
- А вы, знаю, в последнее время прогрессируете и как живописец.
- Когда-то я серьезно раздумывал: чем заняться в жизни - петь или рисовать? Потом был большой перерыв, но теперь я снова начал писать, даже маслом, чего раньше не делал. Работаю над портретами Верди, Чайковского, Пушкина. Пишу не на заказ - для себя. Правда, недавно на автоответчик позвонили из Пушкинского музея и предложили... персональную выставку. Я даже не стал перезванивать, сочтя это безумием - мне выставляться в таком серьезном месте! А вот советы мастеров принимаю охотно. Так, немало ценного мне подсказал Александр Шилов.
Еще увлекаюсь компьютером. Не только партитуры на нем пишу, но и занимаюсь обработкой фотографий. Могу ослиные уши человеку приделать, а могу в писаного красавца его превратить. Тамаре особенно нравится, что я в состоянии одним движением руки сделать ее лет на 20 моложе. Ирине Константиновне Архиповой тоже очень понравился новый имидж, который я ей придумал, теперь этот компьютерный портрет висит у нее дома.
- Вы - увлекающийся человек и, наверное, способны на рискованные поступки. Например - зайти в казино и поставить по-крупному...
- Как-то в молодости я увлекся игрой и проиграл очень большую сумму. Тогда понял, что лучше мне держаться от азартных игр подальше. Так же как лучше не "болеть" в спорте. Потому что если дать волю страстям, становлюсь совершенно неуправляемым, много нервов трачу понапрасну. Позволяю себе "болеть", только когда какие-то очень серьезные международные соревнования с участием наших спортсменов.
- Если не секрет, какую сумму вы тогда проиграли?
- Страшно сказать - две тысячи советских рублей. За концерт в ту пору я получал 200...
Однажды нас с Эдитой Пьехой пригласили в Монте-Карло. Мы тогда с ней были на кинофестивале в Каннах, и мой брат, живущий в Швейцарии, решил развлечь нас по-европейски, то есть рулеткой. Мы, как и все советские артисты, серьезных денег, конечно, не имели. Брат подарил нам по десять фишек. Эдита проиграла все, а у меня из десяти фишек осталась одна. Тогда я отдал ей эту фишку, и представьте, она выиграла! Причем хорошую, в нашем тогдашнем понимании, сумму - франков 90 (в то время как наши суточные составляли 20 или 30 франков). Так я еще раз убедился: не мое это дело - в играх счастья пытать! Ну ничего, зато в любви везет, слава Богу.
- Ваша единственная дочь от первого брака не пошла по вашим стопам?
- В каком-то отношении пошла: окончила бакинскую музыкальную школу-десятилетку, прекрасно играет на рояле, читает с листа получше папы. Но ее мать, бабушка, дедушка настояли, чтобы она поступила на биофак. После института дочка поработала несколько лет в различных фирмах, а затем вышла замуж и уехала в Америку.
- О вашей с Тамарой Ильиничной семье ходят легенды, вас называют идеальной супружеской парой. Как две такие яркие личности уживаются рядом? Неужели никогда не бывает конфликтов?
- Если вдруг случается размолвка, никогда не "сражаюсь до победного" - просто ухожу в другую комнату. Вообще стараюсь воспринимать такие вещи с философским спокойствием. А если муж с женой никогда не ссорятся, тут что-то не так, от таких отношений пахнет равнодушием.
- Вы как восточный мужчина наверняка сторонник патриархата в семье?
- Мужчина должен быть главой семьи хоть на Востоке, хоть на Западе. Другое дело, что умному человеку люди сами с удовольствием подчиняются. А он, в свою очередь, заботится о близких, так что в конце концов кто кого оберегает, кто за кем ухаживает - невозможно определить. Это и называется любовью.