НЕ ПРОСТО ТОРГОВАТЬ,

Сегодня в деловом сердце Китая - Шанхае за стол переговоров садятся главы правительств России и КНР. О том, как обстоят дела на деловом фланге российско-китайского партнерства накануне встречи премьеров, корреспонденту "Труда" рассказывает глава торгового представительства РФ в КНР Сергей ЦЫПЛАКОВ.

- Торгово-экономические связи между Россией и Китаем развиваются по восходящей вот уже третий год кряду. За шесть месяцев этого года объем двустороннего товарооборота составил 5,5 млрд. долларов (прирост 18,7 процента) и позволяет рассчитывать на то, что в этом году удастся превзойти рекордный прошлогодний показатель (10,7 млрд. долларов).
Неплохо идет реализация ряда крупных совместных проектов - в частности, сооружение Тяньваньской АЭС, подготовка к строительству нефтепровода из Иркутской области в КНР, подписано рамочное соглашение об участии Газпрома в сооружении крупнейшего китайского газопровода "Запад - Восток" из Синьцзяна в Шанхай. Внушает оптимизм и все более активный выход на китайский рынок крупных российских компаний - "Юкоса", того же Газпрома, Русского алюминия, концерна "Интеррос", Международной калийной компании. Все они приходят сюда работать всерьез и надолго.
- Каковы основные препятствия на пути к количественному и качественному росту объемов делового сотрудничества между нашими странами?
- Проблем, к сожалению, хватает. Взять хотя бы определенные сложности с экспортом в КНР российской машинно-технической продукции. Замедлилось сотрудничество в области энергетического машиностроения, в строительстве гидро- и теплоэлектростанций на территории КНР. Тому есть и объективные причины - уровень экономического развития Китая заметно возрос, и если раньше СССР и Россия выигрывали за счет оказания нашему восточному соседу технологического содействия, то теперь это время кануло в Лету. Сейчас исходим из необходимости налаживания кооперации с местными производителями в области передовых технологий, по строительству объектов в третьих странах. В Яньтае действует зона совместного освоения новых технологий, аналогичный проект с китайской стороны создается в Москве на базе энергетического института.
Слабо продвигается вопрос о поставках в КНР нашей авиатехники - подписанный в прошлом году контракт на приобретение Китаем пяти самолетов Ту-204 остается пока единственным. Причина прежде всего связана с острой конкуренцией на китайском рынке со стороны крупных западных компаний - "Боинга" и "Аэробуса". Надо искать новые формы технической, производственной кооперации. Перспективна поставка наших вертолетов семейства "Камов" - такое предложение китайской стороне уже сделано и находится в стадии изучения.
К сожалению, в 90-х годах мы ушли с автомобильного рынка КНР и сейчас пытаемся вернуться. Речь идет о создании автосборочных производств в КНР. Есть два проекта - Самарская объединенная компания СМОК хочет организовать совместно с китайскими партнерами выпуск легковых автомобилей "ВАЗ" и "Иж", предполагается также наладить производство в Китае грузовиков "КамАЗ". Но и здесь конкуренция весьма жесткая. После вступления КНР в конце прошлого года в ВТО китайский рынок становится все более открытым. С другой стороны, сами китайские производители стремятся защитить свои интересы - так, в последнее время ведется антидемпинговое расследование в отношении ряда российских товаров - холоднопрокатной стали, отдельных наименований химической продукции (капролактама).
Отстает межбанковское сотрудничество, а без кредитования продвигать торговлю нелегко. Такое замедление было вызвано, в частности, кризисом четырехлетней давности, когда в одночасье рухнула наша банковская система. Правда, в последнее время наметилась тенденция к исправлению положения.
Предстоит много сделать в сфере инвестиционного сотрудничества, отстающего от темпов развития торговых связей. Во время апрельского визита в КНР возглавляющего российскую сторону межправительственной комиссии Виктора Христенко решено отобрать несколько пилотных инвестиционных проектов и оказать содействие в их скорейшей реализации. Китайцы проявляют интерес, в частности, к капиталовложениям в сфере связи и телекоммуникаций, лесной отрасли, сферы обслуживания и сельского хозяйства.
- Чего можно ждать от шанхайской встречи премьеров России и Китая?
- Это будет уже 7-я регулярная встреча глав правительств РФ и КНР. Основной темой переговоров станут торгово-экономические вопросы. Разрыв между политической и деловой составляющими нашего партнерства, долгое время служивший притчей во языцех, активно преодолевается - экономический компонент становится важной частью всего комплекса нашего партнерства. А это требует планомерной, целенаправленной работы. И в этой связи роль механизма регулярных встреч премьеров, включая и подкомиссии, весьма высока. Думаю, что она будет возрастать и дальше.