ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Александр БРАГИНСКИЙ, критик:
- Так называемые "говорящие головы" на телеэкране лично мне

Александр БРАГИНСКИЙ, критик:
- Так называемые "говорящие головы" на телеэкране лично мне всегда интересны в том, разумеется, случае, если они принадлежат значительным людям. Поэтому выбор Андреем Максимовым для двух своих "Ночных полетов" известного драматурга Александра Володина совершенно закономерен. Володин был, как всегда, умен, мыслил свежо, раскованно, парадоксально. Александр Бовин, который поведал на канале "Культура" о своей жизни, работе журналиста и дипломата, в отличие от Володина был менее откровенен. Матерого журналиста в нем то и дело побеждал молодой дипломат, когда верх брали обтекаемые формулировки, оставляя нам, зрителям, догадываться о сути его умолчаний. Могу себе представить, сколько интересного он мог бы рассказать, например, о Брежневе. Но не случилось...
В отличие от моего коллеги А. Вартанова я не удивился, когда увидел Павла Лобкова в качестве ведущего передачи "Растительная жизнь". Мне стало ясно, что ему надоело копаться в политической грязи и представилось более интересным покопаться в родной землице. Вот только меня удивил скачок из сада Рады Хрущевой в подвесной сад петербургского "Эрмитажа". На мой взгляд, будет лучше, если Лобков останется на грешной земле и сделает свою передачу не только демонстрацией работы "профи", но принесет в дом зрителя-садовода полезные, практические советы.
Анатолий МАРКУША, писатель:
- Знакомлюсь с телепрограммой на неделю - почти весь эфир покрывается зарубежной телепродукцией, преимущественно американской. Заглядываю в первую попавшуюся аннотацию: "С виду Кэтти Эймс - очаровательное, юное существо, но на самом деле эта девица коварна, изворотлива и завистлива, для осуществления своих целей готова пойти на все..." Из другой аннотации узнаю, что дети из враждебных кланов полюбили друг друга, но их счастью не суждено состояться: возлюбленного дочери главы клана убивает ее родной брат... Опять кровь, опять преступление. Порой мне кажется, что на фронте я за год видел меньше крови, чем за неделю на телеэкране.
Невольно возникают два вопроса: неужели нельзя обойтись без чужого кошмара? И кто персонально решает, какой фильм дублировать и выпускать на экран? Для чего мне это знать? Хотя бы для того, чтобы не подать ему руки при встрече...
Слава Богу, не вся неделя выглядела мрачно. В грустной передаче "Вместе" (ОРТ) была великолепно проведена встреча с академиком М.Перельманом, откровенно и убедительно показаны проблемы, возникающие в связи с эпидемией туберкулеза. Беда эта страшная, но маститый академик не просто очертил ее границы, а отчетливо показал, что, кому и как надо делать, дабы избежать катастрофы. Тема, конечно, не из веселых, а вот передача прозвучала вполне оптимистически.
Аркадий ИНИН, кинодраматург:
- Об этом уже сказано многими, но не могу не добавить и свое возмущение жестокостью телепоказа трагедии на Пушкинской в погоне вовсе не за объективностью и достоверностью информации, а за "эксклюзивом" и "рейтингом". Особенно поразило, что жестокость демонстрировали не только корреспонденты-мужчины, но и женщины. Это какой-то до сих пор неведомый мне новый сорт даже не "папарацци", а применительно к полу, простите, - "бабарацци".
Рядом с примерами человеческого благородства (множество людей, выстаивавших долгие очереди, чтобы бескорыстно отдать свою кровь) были и образцы телевизионной черствости и бестактности. Если на ОРТ оперативно заменили развлекательную программу "Добрый день!" на серьезный разговор о событиях дня, то на ТВ-6 программа "День за днем" шла своим чередом, и богатырь Динамит надувал резиновую грелку, пока она не лопалась под радостный смех присутствовавших в студии. Да еще ведущий приговаривал: "А сейчас прервемся на новости, которые, подозреваю, будут не столь веселыми, как наша программа!". И невеселые новости сообщались, после чего программа возвращалась к веселью.
А вообще неделя была печальная - ушли из жизни режиссер Виктор Титов, сценарист Евгений Григорьев, актер Анатолий Ромашин. А в Англии прощались с великим Алеком Гиннесом, у которого была своя драма, порожденная масскультом: миллионы знали не его Гамлета, а персонаж из "Звездных войн". Чем он был опечален всю жизнь и о чем, слава Богу, вспомнили хотя бы в день его ухода.
Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда":
- По всем каналам прошли восторженные репортажи с фестиваля "Окно в Европу", который в эти дни открылся в Выборге. Немало позабавил президент этого киносмотра Савва Кулиш, который в патетическом тоне повествовал о том, что в Выборге, дескать, показывают только гуманное кино, здесь не увидишь фильмов, где была бы кровь, немотивированная жестокость. Но в программе фестиваля, например, заявлен "Русский бунт" - один из самых кровавых фильмов, который мне довелось видеть за последние годы, - количество изрубленных, исколотых, вздернутых на виселицу, на дыбу тел здесь превосходит все разумные пределы. Надо ж было умудриться сотворить такой кровавый гиньоль из простодушной, в сущности, пушкинской "Капитанской дочки". Но этому есть хоть объяснение: авторы, если проникнуться их логикой, хотели осудить насилие через его жестокий, откровенный показ. Ладно, допустим. Но в Выборге показывают еще и фильм "Брат-2" - это как раз и есть красноречивая иллюстрация той самой "немотивированной жестокости". Главный герой этого боевика Данила Багров по ходу фильма делает буквально "мясную окрошку" из белых и черных, "красных" и "голубых", правых и виноватых, оставляя после себя горы трупов. При этом он позволяет себе ксенофобские, расистские высказывания, никак не откомментированные авторами фильма, о чем уже широко писала пресса. Ничего себе "гуманное кино"...