ИХ SOS ВСЕ ГЛУШЕ, ГЛУШЕ...

Моряки затонувшего "Курска", безусловно, знают, что на помощь им брошено все, чем располагает флот. Знают, потому что слышат, как по палубе атомохода, лежащего на стометровой глубине, раз за разом скребутся стальные борта и днища глубоководных спасательных аппаратов "Бестер" и "Приз". Они пытаются закрепиться хотя бы над одним люком погибающего ракетоносца. Если это удастся, потом можно будет уравнять давление, открыть люк и начать спасать из подлодки людей. Увы, пока все тщетно.

Если и есть ад на земле, то сегодня он наверняка в наглухо задраенных отсеках атомного подводного ракетного крейсера "Курск", беспомощно лежащего на дне Баренцева моря. Никто, кроме членов экипажа потерпевшей аварию подлодки, не знает, что в действительности там происходит. Но - хоть и очень приблизительно - представить можно. Кромешная тьма, счет дням потерян, жуткий холод (температура воды за бортом 2-3 градуса по Цельсию). От недостатка кислорода нельзя зажечь даже спичку. Нет питания и пресной воды. Силы поддерживают только мужество и надежда.
Сто метров, всего сто метров до жизни, свежего ветра и солнца... Как это мало! И как непостижимо много в ситуации, в которой оказались моряки атомохода.
Вчера в районе бедствия было двадцать два надводных корабля. Но почти все теперь зависит от одного океанского спасательного судна "Рудницкий" и мастерства его команды. Именно с борта "Рудницкого", меняя один другого, уходят к "Курску" 50-тонные управляемые глубоководные снаряды "Приз" и "Бестер". Главная надежда на "Бестер". Его экипаж - трое военных акванавтов. На борт в случае удачи аппарат способен принять до 20 моряков. Скорость подводного хода - два с половиной узла. А придонные течения над бедствующим ракетоносцем - два-три узла, то есть практически столько же. И "Бестер", и чуть менее совершенный "Приз" просто "смывает", стаскивает течением с корпуса "Курска".
Спасатели работают за гранью технологических ограничений. Емкость аккумуляторов "Бестера" рассчитана на 4 часа автономного плавания. В ночь на среду он пытался состыковаться с "Курском" семь часов кряду. Не вышло. Пришлось возвращаться на "Рудницкий" для подзарядки. На смену пошел "Приз". Акванавты сумели "сесть" на комингс-площадку спасательного люка "Курска". Осталось осушить ее и уравнять давление. Не успели. Заряд батарей кончился, и "Приз" вынужден возвращаться наверх, на "Рудницкий". Так продолжалось весь вчерашний день.
Тем временем штаб операции, которым руководит командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, на случай неудачи спасательных усилий глубоководников с "Рудницкого" разрабатывает другие, более сложные варианты спасения подводников. Было бы желательно подключить к операции водолазов, которые пока не могут спуститься на "Курск" из-за сильного течения. Специалисты предлагают попытаться использовать понтоны, которые способны оторвать ракетоносец от дна. Поднять такую махину подводным водоизмещением 24 тысячи тонн на поверхность целиком пока нереально. Спасательных работ подобного масштаба никто и нигде в мире не проводил. Но, считают авторы идеи в штабе операции, можно попытаться на понтонах над самым дном отбуксировать "Курск" на мелководье. А там за дело принялись бы водолазы.
Другую идею предложили представители нижегородского ЦКБ "Лазурит", имеющего 40-летний опыт создания спасательной техники для флота. Что если, считают они, понтоны подвести только под корму атомохода, а затем закачать в них воздух? Тогда 154-метровая подводная лодка была бы поставлена на нос почти вертикально. Ее спасательные люки оказались бы над водой, ведь глубина намного меньше длины крейсера. Остальное не представило бы особого труда.
Наверное, все это возможно. Но у спасателей сегодня два могущественных врага - погода и время. Шторм, если не дай Бог он начнется вновь, заставит опять свернуть операцию. А время кончается столь же стремительно, как запасы регенеративных патронов в уцелевших отсеках "Курска". По одним данным, их хватит до 18-го. Если случилось чудо и каким-то образом все запасы регенерации оказались бы сосредоточенными именно там, где укрылись оставшиеся в живых, - максимум до 25-го. Хотя это практически нереально, ведь никто не знал заранее, какими именно будут повреждения и в какие отсеки ворвется море. А аварийные запасы заранее размещают в прочном корпусе по отсекам пропорционально численности вахт.
"Труд" связался сразу с несколькими опытными подводниками в Главном штабе ВМФ. Ни один из них не согласился назвать свою фамилию, ибо существует строгий запрет на любую информацию о происходящем в Баренцевом море, кроме той, что публикуют пресс-службы. На условиях строгой анонимности они рассказали много важного. К сожалению, наши собеседники полагают, что потери экипажа, скорее всего, уже велики. Полностью разрушены 1-й и 2-й отсеки крейсера. Наверное, затоплены 3-й, 4-й и 5-й. Не исключено - и 6-й. Уцелевшие моряки могут быть сосредоточены только в 7-м, 8-м и 9-м отсеках. Если затопление "Курска" произошло быстро, вахта затопленных отсеков спастись шансов не имела. А по боевому расписанию только в самых больших первых двух отсеках должны были готовиться к торпедной стрельбе около 60 членов экипажа. Там же при подготовке к учебной атаке по инструкции должен был быть и командир "Курска" капитан 1 ранга Геннадий Лячин. Если трагедия случилась во время стрельбы, - он был в центральном посту, который, очевидно, тоже затоплен.
Почему случилась авария? Наряду с уже известными версиями наши собеседники не исключают и еще некоторые. Скажем, взрыв аккумуляторных батарей. Его могло вызвать даже и незначительное поступление в аккумуляторные ямы забортной воды. А вода в лодку способна проникнуть, допустим, после торпедного залпа через неплотно задраенные задние крышки торпедных аппаратов.
Не исключен и взрыв воздушной смеси в отсеке. Он мог случиться, если резко повысилось содержание водорода от работы аккумуляторов. Чтобы этого не происходило, необходим контроль газоанализаторами за составом воздуха. Что если хотя бы в одном отсеке газоанализатор вышел из строя?
Вместе с тем наши источники считают безосновательными обвинения в адрес командования флотом, которое якобы долго тянуло с сообщением об аварии "Курска". Да, лодка не вышла на связь в субботу, а общественность об этом узнала лишь в понедельник. Но ведь командующему Северным флотом необходимо было время, чтобы разобраться в ситуации. Все необходимые меры моряки стали предпринимать экстренно, но миру вовсе не обязательно было сразу об этом знать. И только когда "Курск" был обнаружен беспомощным на дне моря и стало ясно, что произошла катастрофа,- говорят наши собеседники, об этом узнали все.
- Мы будем сохранять оптимизм относительно исхода операции до 18 августа, - сказал главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов.
Счет пошел на часы. В души спасателей закрадывается отчаяние: по сведениям "Труда" - со вчерашнего утра акустики перестали слышать хоть какие-либо звуки из затонувшего крейсера. Правда, по словам Куроедова, "необходимо учитывать психологию подводников - когда они знают, что над ними зависли спасательные аппараты, они соблюдают тишину"...
Верит ли в это сам адмирал?