Урал, «Безумные дни», ощущение счастья

94 концерта! За три дня! Сплошь камерной и симфонической музыки!.. «Безумные дни» оказались счастливыми

Признаюсь, когда получил из Екатеринбурга программу фестиваля «Безумные дни», пришел в ужас: 94 концерта! За три дня! Сплошь камерной и симфонической музыки! Да тут вправду сойдешь с ума. Какая публика это выдержит? Полетел, увидел, услышал и могу утверждать: «безумные дни» оказались счастливыми.

Вообще-то это не наше изобретение. Впервые мысль окунуть десятки тысяч обыкновенных людей в океан классической музыки, предложив им огромный выбор концертов по очень скромным ценам, пришла в голову французскому продюсеру Рене Мартену в середине 1990-х. И вот уже 22-й —год в Нанте проходит удивительный праздник. Представьте: 350 концертов, 230 тысяч проданных билетов — да не за два десятилетия, а за один уик-энд! И не на попсу, а на сонаты Моцарта, квартеты Брамса, романсы Дебюсси... Принять участие в таких программах почитают за честь мировые звезды — пианистка Марта Аргерих, певица Барбара Хендрикс, наши Юрий Башмет, Николай Луганский, Борис Березовский...

Уже 11 раз «Безумные дни» прошли в Токио, шесть — в Бильбао, пять — в Варшаве. В сентябре 2015-го на карте праздника впервые появился Екатеринбург. Это плод давнего сотрудничества Мартена с российскими, в том числе уральскими, музыкантами: филармоническим оркестром, симфохором... На 70 концертов пришли 22 тысячи слушателей. Успех побудил продолжить дело, и 8-10 июля 2016-го состоялись вторые «Безумные дни»: те самые 94 концерта и 26 тысяч посетителей.

Каждый раз Мартен придумывает для праздника сквозную тему — нынче она такая: «Слушай природу!». Можно было выбрать: идти ли на обычное исполнение «Форельного квинтета» Шуберта — или предпочесть авангардную версию камерных пьес Моцарта, Шумана, Дворжака под виртуозную имитацию пения птиц. Послушать «Музыку северных морей» (сочинения композиторов Скандинавии) — или окунуться в звучание инструмента эрху, этой маленькой китайской виолончели с неземным голосом, которым могла бы петь сама Аэлита...

Директор Свердловской областной филармонии Александр Колотурский, известный любовью к новациям (чего стоит один только «виртуальный концертный зал» — трансляции филармонических событий в десятки райцентров), охотно принял фестиваль под свое крыло. Правда, самокритично считает недостатком, что екатеринбургской публике приходится путешествовать между различными зданиями. В Нанте, рассказывает он, Мартен выстроил огромный концертный комплекс с семью залами, вместимостью от 80 до 1900 мест. Отсюда и те громадные цифры посещения, до которых уральцам пока далеко, ведь здесь Большой зал филармонии имеет лишь 700 мест. Бюджет фестиваля в Нанте доходит до 4 млн евро, а Свердловская область при самом лучшем отношении смогла выделить 20 млн рублей.

Хотя и в нынешнем екатеринбургском формате есть своя прелесть. Все залы — в шаговой доступности. Приятно в летнее время выйти из старинного зала имени Маклецкого (музыкальное училище) и прошагать по парадной улице до занимающего целый квартал сказочного дворца — усадьбы Расторгуева-Харитонова. Оттуда к современному Театру юного зрителя. А дальше через парк, к удивительному своим авангардным уютом Камерному театру, похожему на маленькую стеклянную пирамиду...

И все же, какой интерес артистам участвовать в столь «шумном» фестивале? Если, по откровенному признанию самого Рене Мартена, какой-нибудь струнный квартет получает у него 3000 евро на четверых за все три дня... Но сам же отвечает: всякому артисту интересно знакомство с новой публикой. Как и публике — например, с молодым французским пианистом Давидом Кадушем, в чьей биографии обнаружился русский след: он учился в Мадриде у знаменитого мастера Дмитрия Башкирова и от него заразился интересом к нашей культуре и жизни.

На фестиваль уже приезжают из отдаленных городов. Платя за это немалые деньги. Знаю, о чем говорю, поскольку кое-кого из своих земляков-москвичей рекрутировал лично. Просто рассказав о том, что предстоит. И получив после благодарную эсэмэску: «Спасибо, это были дни счастья».

Тем временем Мартен и его екатеринбургские партнеры уже знают сроки следующих двух фестивалей: 1-3 сентября 2017 года и 8-10 сентября 2018-го. Темой праздника 2017 года станет «Танец». Для Урала с его школой современной хореографии — прекрасная идея.