Основные общественно-политические программы уходят в отпуск. Два месяца зрители смогут не чувствовать себя в кольце врагов
Летнее телевидение — явление тоскливое для всех сторон. Его потребителям неинтересен продукт второй свежести, то есть бесконечные повторы сериалов и передач. Его производителей не радуют рекламные доходы. Одно спасение — спортивные трансляции: ведь именно на эфирное межсезонье приходятся чемпионаты мира и Европы по футболу и Олимпийские игры. Только они собирают у экранов огромные аудитории и приносят вещателям вожделенные цифры рейтингов. Нынешний год пока не стал исключением.
В топе лучших телевизионных программ на протяжении пяти недель верхние строчки занимали матчи ЧЕ-2016. Итоги впечатляющие. Так, доля аудитории финала, сыгранного сборными Франции и Португалии, составила 35,3%. То есть каждый третий человек, включивший в этот временной промежуток телевизор, смотрел именно футбол. Показатели встречи между Россией и Уэльсом, поставившей крест на нашей команде, были скромнее — 31,2%. Не знаю, какой вывод можно из этого сделать. То ли мы недостаточно патриотичны, то ли уже не ждали ничего хорошего от наших игроков. А может, просто смотреть профессиональную игру приятней, чем унылую.
На что же еще клюют зрители при отсутствии громких премьер? Приведем поразительную цифру: в топ-100 прошлой недели 35 (!) позиций занимают информационные и аналитические программы! Таких всплесков интереса к данным жанрам не случается даже в периоды каких-то чудовищных катастроф и геополитических кризисов. Почему? Тут широты для выводов уже нет. Потому что смотреть больше нечего. А из новостей всегда можно что-то любопытное узнать. Про погоду хотя бы.
Следующее по объему место в сотне лучшего телепродукта занимают сериалы: их около четверти. Пятнадцать из них — детективы и боевики. Но самые хорошие показатели были у медицинской мелодрамы «Практика» — 15,9%. Не выдающееся зрелище, конечно, но зато — премьера. На каком еще канале найдешь что-то подобное?! Но вот и «Первый» перестал баловать и, как и все, перешел на повторы. В качестве стартового были выбраны «Хорошие руки». И хотя два года назад этот сериал прошел весьма успешно (21,2%), появление в эфире вслед за «Практикой» именно его вызвало некоторое недоумение. Все-таки на «Первом» за последние год-два прошло немало хорошего, было из чего выбирать. А предпочли почему-то сериал хоть и с криминальной линией, но, по сути, тоже медицинский. Возникла коварная мысль, уж не захотел ли канал стать таким же специализированным, как НТВ с его боевиками? А что, начать день с Еленой Малышевой, а завершить его с героем в белом халате. Но нет, это напрасные домыслы. На следующей неделе на «Первом» пойдет повтор стопроцентной мелодрамы «Влюбленные женщины».
Вообще нас ждет настоящий парад повторов. Названия будут мелькать, как в калейдоскопе. На каждом канале неделя-две — и новый сериал. Потому что все они короткие, а каналы повадились показывать их по несколько серий в день. Особенно в этом смысле усердствует «Россия 1». Так, сейчас по будням она показывает по четыре серии кряду мелодрамы «Сестра моя, Любовь». Это ж с девяти вечера до часу ночи! Сколько зрителей способны на такой подвиг?
Кстати, нельзя не обратить внимание на то, что телевидение практически перестало снимать длинные сериалы. Сейчас что ни новый проект, то 8-10, от силы 14 эпизодов. В этом смысле 40-серийная «Практика», снятая в 2014 году, скорее, исключение. Объяснений этому явлению может быть несколько.
Во-первых, найти инвестиции в долгосрочные проекты сейчас сложно не только на ТВ, но и во всех сферах. Есть ли смысл затевать что-то глобальное, когда не знаешь, что будет с экономикой через месяц, пять? Ты планируешь бюджет, исходя из средней стоимости одной серии. Но нет никакой уверенности, что ее цена через полгода не окажется вдвое дороже, особенно с учетом того, что телевизионные съемки — это высокотехнологичный процесс с использованием исключительно импортного оборудования.
Во-вторых, позволить себе производить долгоиграющие истории могут только сами телеканалы. Уж себе-то они не будут отказывать в эфире. А как быть небольшим кинокомпаниям? Они могут оговорить с каналами условия показа небольшого сериала. Даже если зритель его не примет — невелика потеря, на следующей неделе он закончится и пойдет новый. А длинный? Где гарантия, что тебе не скажут: извини, мол, хватит уже, недоело. У тебя же — еще два десятка непоказанных эпизодов. Вот и снимают сезонами — где-то серий по 20 в год, как, например, «Физрука», а после пяти-шести сезонов с этим делом завязывают. Если показывать все серии подряд, получится много, больше сотни. Но таких колоссов, как приснопамятная «Санта-Барбара» с ее двумя с лишним тысячами эпизодов, у нас нет и быть не может. Если не считать, конечно, отечественный «След», число серий которого давно перевалило за тысячу и продолжает расти.
В-третьих, интерес к бесконечным телепроектам основан на привыкании. А с этим сейчас не очень: телевидение представляет очень большой выбор, трудно сосредоточиться на чем-то одном, да и зритель пошел другой — нетерпеливый, склонный к переменам впечатлений.
Но есть в летнем ТВ и одна позитивная сторона. Как раз сейчас в длительный отпуск уходят основные общественно-политические программы. И это значит, что у нас в течение двух месяцев будет возможность не чувствовать себя в кольце врагов и не видеть в любом заграничном чихе направленный на нас злой умысел.