Смотрите, кто вернулся

Совместный российско-украинский проект посвящен живописи мастеров Возрождения и Нового времени

Своеобразным дополнением к грандиозному юбилейному проекту «Воображаемый музей», которым Музей изобразительных искусств имени Пушкина отметил свое столетие, стал совместный российско-украинский проект «Возвращение «Святого Луки».

Необычно уже то, что впервые девять музеев Украины смогли собрать сто принадлежащих им произведений европейских мастеров в едином пространстве. Самый знаменитый в этом параде — «Евангелист Лука» от Франса Хальса, постоянно прописанный в Одессе, почти полвека назад уже гостивший в ГМИИ, откуда был злостно украден (найденный через полгода холст реставраторы оживили едва ли не чудом), что дало сюжет популярному фильму.

Гастроль вписана в сравнительно новый выставочный цикл ГМИИ «Под сенью дружных муз...». В его рамках мы уже видели европейское искусство XVI-XX веков из Музея зарубежного искусства Риги, а чуть позже — армянскую и русскую живопись из музеев Армении. В ситуации, когда культурное сообщество все острее ощущает неестественность разрыва связей с бывшими братскими республиками, такой цикл приобретает откровенно ностальгическое звучание.

В случае Украины коллекция получилась отменной. Мастера Возрождения и Нового времени здесь порой такие, работ которых нет и у самого ГМИИ. Это касается, например, Якоба Йорданса — автора хранящегося в Киеве полотна «Амур и спящие нимфы», или Франса Хальса, для знакомства с которыми пришлось бы ехать минимум в Эрмитаж. Иные были бы вполне достойны выставки одного шедевра, как первоклассная аллегорическая композиция великого Рубенса «Бог реки Шельды, Кибела и богиня города Антверпена». Любопытнейшие холсты «малых голландцев» прислал Художественный музей Харькова. Своими сокровищами блеснули Львов, Чернигов, Севастополь, Житомир и Полтава.

Иными словами, Пушкинский музей нашел свой ответ на злобу дня. Отрадно, что и впредь он намерен регулярно представлять нам арт-музеи ближнего зарубежья.