Минздрав хочет запретить производителям табака спонсировать культуру. Культура в панике
Вскоре Эрмитаж, Мариинский театр и другие прославленные культурные учреждения страны могут лишиться значительной части средств: Минздрав предложил поправку к законопроекту «О защите населения от последствий потребления табака», которая лишит эти творческие коллективы поддержки табачных компаний. Как это в реальности отразится на здоровье и культуре страны, выяснил «Труд».
Законопроект, внесенный Минздравом на рассмотрение еще в мае, успел вызвать много споров. Но если раньше недовольство исходило от курильщиков и табачных компаний, то теперь негодовать стали и культурные организации. По замыслу чиновников, табачные компании не смогут спонсировать как учреждения культуры, так и отдельные мероприятия — премьеры фильмов, фестивали, гастрольные туры. Минздрав объясняет свой радикализм тем, что «табачное» спонсорство косвенно рекламирует курение. Звучит прекраснодушно — но только что будет с культурой?
«Мое отношение к этой идее резко отрицательное, и я его уже выразил, написав письмо в Минздрав. У нас и так плохо с меценатством, поэтому, думая о культуре, мы не должны ничего запрещать», — заявил в ходе дискуссии на Санкт-Петербургском экономическом форуме директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Михаилу Борисовичу есть за что переживать: на сайте Эрмитажа висит полный список (надо сказать, внушительный) спонсоров музея, в котором есть алкогольные и табачные производители. Михаила Пиотровского поддержал художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.
Одним из главных партнеров Эрмитажа и Мариинки является Japan Tabacco International — третий по величине в мире производитель сигарет. Эта же компания спонсирует Большой театр и Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Кроме того, JTI является одним из крупнейших спонсоров учреждений культуры по всей России. Во многом благодаря ей состоялись фестивали японской культуры в Санкт-Петербурге и Московский пасхальный фестиваль. Тем, кто думает, что это экспансия японской табачной компании на главные культурные столпы России, напомним: у JTI множество «подопечных» по всему миру, и их имена не менее известны — парижский Лувр, музей Прадо в Мадриде, Королевская академия художеств в Лондоне, миланский театра «Ла Скала».
«С компанией JTI мы работаем более 10 лет, и она поддерживала театр даже в самые трудные кризисные годы, — рассказала „Труду“ руководитель пресс-службы Большого театра Катерина Новикова. — Компания всегда вела себя исключительно корректно, никогда не продвигала через наши носители свою продукцию, присутствуя на них только в виде аббревиатуры».
«Мы не раскрываем суммы благотворительных проектов, но они исчисляются десятками миллионов рублей ежегодно», — рассказал «Труду» директор по коммуникациям JTI в России Анатолий Верещагин.
Конечно, такая масштабная спонсорская деятельность работает на престиж марки JTI, что и раздражает Минздрав. Но ведь не Минздраву придется восполнять те громадные бюджетные дыры, которые образуются у учреждений культуры, если его инициатива воплотится в жизнь. Найдутся ли у нашей власти (а Министерство культуры — едва ли не самое бедное среди всех) лишние «десятки миллионов рублей» на Эрмитаж, Большой театр или Мариинку?
Видимо, нет, и подтверждением тому служат слова министра культуры Владимира Мединского, который поддержал протестующих. «Необходимо максимально использовать бизнес и корпоративную филантропию для поддержки культуры», — сказал он на дискуссии в рамках Петербургского экономического форума.
«Табачный вопрос» с новой силой подчеркнул остроту проблем, с которыми сталкиваются у нас в стране спонсоры и меценаты — а это банки, нефтяные и газовые компании, производители чая, кофе и алкоголя. Особенно важна спонсорская поддержка для академических учреждений, которые как в России, так во всем мире не могут окупать себя сами.
Даже в бюджете Большого театра, который максимально обласкан государством, до 10% составляют спонсорские взносы, сообщили «Труду» в коллективе. Речь идет о суммах не меньше 20 млн рублей в год. Есть и другие примеры. Так, от Ольги Свибловой, директора Московского дома фотографии, довелось услышать, как спонсоры помогли ей устроить русский павильон на Венецианской биеннале в 2007 году. От Министерства культуры она получила всего 6 тысяч долларов, а потом «пошла и нашла недостающий 1 млн долларов» и только благодаря ему сумела превратить павильон, где раньше спали итальянские бомжи, в современное выставочное пространство.
В ситуации, когда государственные инвестиции несоизмеримо меньше частных, нет ничего трагичного — в Америке это самая распространенная практика. Вот пример одного из лучших оркестров Соединенных Штатов — Хьюстонского симфонического. Во время недавних гастролей этого коллектива в России его художественный руководитель Ханс Граф рассказал «Труду», что государственное финансирование покрывает лишь 2% бюджета оркестра, остальное дают частные фонды и отдельные благотворители.
Но меценатов нужно заинтересовать и поддержать. «Надо развивать социальную ответственность бизнеса, в частности — перед нашей культурой, — говорит Катерина Новикова. — Именно поэтому мы, когда формировали попечительский совет театра, старались ввести в него большие российские и зарубежные компании».
Закона о меценатстве у нас нет, хотя обсуждают его с 2003 года. Правда, есть другой — «О благотворительности», но он не предусматривает для меценатов тех льгот, которые есть в западных странах и благодаря которым частные компании активно поддерживают культуру. Там меценатов освобождают от налогов. У нас же с точностью до наоборот: благотворительные взносы до сих пор расцениваются как коммерческая деятельность и облагаются налогами: 18% — НДС и 24% — налог на прибыль. Последний выглядит уж совсем абсурдно, потому что никакой выгоды, кроме статусной, эти вложения меценатам не приносят.
Лед слегка тронулся лишь в конце весны: по предложению Министерства культуры была принята поправка, освобождающая от налоговых обложений частные средства, которые жертвуются на реконструкцию объектов культурного наследия. Но это лишь капля в море, практически не меняющая положение меценатов в нашей стране. Главный контраргумент государства в этом споре заключается в том, что льготы начнут использовать мошенники — как лазейку, чтобы уйти от налогов. Подлинная причина упертости законодателей, думается, другая: такой закон на первых порах, конечно, уменьшит поступление налогов. Но ведь уже через несколько лет он обеспечит огромный взлет культуры, науки, всей общественной жизни, что с лихвой вернет временный недобор. Однако те, кто нами рулит, наверное, думают только о дне сегодняшнем. И следующим, по их логике, может стать приказ переписать либретто оперы «Кармен» и уволить ее героиню с сигарной фабрики: нечего потакать вредным привычкам публики.