Покрасим и Невского. Только зачем?

Знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна предстанет в «новом цвете»

Вчера компания «Формула цвета», известная тем, что раскрасила полдюжины черно-белых советских фильмов, наметила очередную жертву — вслед за «Веселыми ребятами», «Подкидышем», «Офицерами» и «Отцом солдата» беспощадный процесс колоризации предстоит пройти «Александру Невскому».

По словам гендиректора красильной компании Игоря Лопатенка, раскрашена будет оригинальная, еще не перемонтированная версия «Александра Невского», снятая в 1936 году. Кто заказчик (а подобная работа обычно востребуется телеканалами и стоит не меньше 500 тысяч долларов), не раскрывается.

Не буду в сотый раз говорить о нарушаемых авторских правах. Не стану вспоминать, как один из величайших советских кинооператоров 20-х годов сожалел, что он не одноглазый дальтоник, иначе он мог бы видеть мир нецветным и плоским, каким его видит камера. Не начну цитировать критиков, в штыки принявших предыдущие раскраски. Тем более что глава «Формулы цвета» весомо объяснил: он работает не для критиков, а для зрителя. Да и сам Эйзенштейн, по его словам, был «большим энтузиастом цвета» и даже вставил в своего «Ивана Грозного» цветовой фрагмент.

У самого-то Эйзенштейна уже ничего не спросишь. Зачем, например, он делал покад-ровую экспликацию своих картин простым грифельным карандашом, а не веселенькой акварелью, которой, между прочим, тоже владел? Может, действительно, красочная сцена пира в «Грозном» была его воплощенной мечтой о всепоглощающем цвете? Так же, как и флаг в «Броненосце «Потемкин», собственноручно раскрашенный автором?

Но ведь, скажем, «Офицеры» и «В бой идут одни старики» почему-то снимались черно-белыми в уже вполне цветовую эпоху. Бюджета на пленку производственного объединения «Свема» не хватило? А Лиозновой на «Семнадцать мгновений весны» — тоже?

Впрочем, может, кому-то просто нестерпимо видеть мир в мрачных тонах? Вот жизнерадостные американцы, которые, кстати, и изобрели современную технологию колоризации, первым делом окрасили старые мультики. Потом, правда, зачем-то и абсолютно нуаровую «Касабланку» размалевали...

В этой связи хочется предложить Лопатенку еще несколько объектов для работы. Например, «Проверка на дорогах» и «Двадцать дней без войны». А «Мой друг Иван Лапшин»? Там, как в «Грозном», наличествуют цветные куски, но только в начале и в конце. Следовательно, по логике Лопатенка, Алексей Герман, подобно Эйзенштейну, является «большим энтузиастом цвета». А «Пять вечеров», вирированные их постановщиком под старую буроватую пленку? С удовольствием представляю себе лицо Никиты Бесогона, то бишь Михалкова, когда на пороге его кабинета возникнет некий господин и предложит исправить его досадную творческую ошибку.

Да что там Герман с Михалковым — вот тут какой-то француз в эпоху 3D снял немого черно-белого «Артиста» и получил за него целый пучок «Оскаров». Ошибку «лягушатника» надо срочно исправить, «Артиста» покрасить и озвучить и выдвинуть на следующий «Оскар».