Россияне ищут причины гибели Ту-154

На расшифровку самописцев может уйти неделя

Российские специалисты принимают участие в расследовании катастрофы Ту-154М в Иране. Вчера они прибыли к месту падения лайнера. На борту упавшего лайнера было 168 пассажиров. Все погибли.

Ту-154М российско-иранской авиакомпании Caspian Airlines выполнял в среду рейс Тегеран - Ереван. Вылетев из иранской столицы, лайнер рухнул на землю через 15 минут. Все 168 пассажиров, в том числе четыре ребенка, погибли. В основном это были граждане Ирана (159 человек) и Армении (5 человек). Россиян на борту не было. Этим рейсом летел 31 этнический армянин, имеющий иранское гражданство.

В Армении вчера объявили траур. Сегодня 53 родственника погибших армян посетят место катастрофы, где священники отслужат панихиду. 

Страховщики должны будут выплатить родственникам по 32 тысячи евро за каждого погибшего пассажира. Кроме того, правительство Армении пообещало дополнительно выделить близким погибших армян по 3 тысячи евро.

Специалисты пока не могут назвать точную причину катастрофы. Очевидцы рассказывают, что перед тем, как рухнуть на землю, самолет кружил какое-то время над полем. "Весь хвост у него был в огне", - говорит один из свидетелей.

"Очевидно, что у самолета вспыхнул двигатель, так как у Ту-154 они расположены в хвосте", - поясняет "Труду" пилот гражданской авиации, специалист по безопасности полетов Владимир Герасимов. - Там же, в хвостовой части, расположена система управления всеми двигателями. Пожар ее разрушил". По словам эксперта, у пилотов было не больше 30 секунд, чтобы потушить огонь.

Назвать точную причину возгорания специалисты смогут не скоро - найденные "черные ящики" сильно повреждены. На расшифровку целых самописцев обычно уходит два-три дня. "Если они испорчены, то этот процесс сильно затянется", - говорит Герасимов.

Разбившийся Ту-154 был построен в 1987 году, а через шесть лет иранская авиакомпания Caspian Airlines арендовала его у России. "20 лет для Ту-154 - не срок, - говорит специалист по безопасности полетов. - Они могут летать и 30, и 40 лет".

На помощь иранцам отправились эксперты из России. В Межгосударственном авиационном комитете "Труду" заявили, что группа специалистов под руководством заслуженного пилота СССР Георгия Ячменева вылетела вчера в Иранскую Республику для расследования причин катастрофы.

История вопроса

Что такое Ту-154М


Ту-154М - трехдвигательный пассажирский самолет, разработанный в КБ Туполева. Максимальная взлетная масса - 100 т, количество пассажиров - 164-180, высота полета - 11 100 м, дальность с максимальной нагрузкой - 3500 км.

Ту-154 в разных модификациях производился с 1968 по 2006 год. Всего выпущено 935 самолетов. Сейчас существует мелкосерийное производство на самарском заводе "Авиакор", которое планируется закрыть в 2010 году.

География

Где летают на "тушках"


Самолеты Ту-154 разных модификаций используются в Казахстане, Таджикистане, Азербайджане, КНДР, Иране, на Украине. Всего за рубежом эксплуатируется около 100 машин. Сейчас их почти не закупают. Стоимость нового Ту-154 - 6-8 млн. долларов, подержанного - 3-4 млн. долларов.

На смену Ту-154 идет его новая версия - Ту-204/214. Эти лайнеры успешно эксплуатируются в КНДР, Египте, Сирии, Ливане, Китае и на Кубе. Новая машина стоит около 40 млн. долларов. Является конкурентом аэробусов А-300, А-310, А-330, лайнеров Boeing-757, 767, 777. Ту-204 введен в эксплуатацию в 1995 году, Ту-214 - в 2001-м.