- Кому и зачем нужен фестиваль детских театров?
- Театр - самый доступный способ ввести ребенка в курс того, что происходит в мире, рассказать, что такое хорошая литература, драматургия, театральная традиция. Детский театр нуждается в поддержке. Дело даже не в деньгах, а во внимании. Режиссеры часто думают: мол, зачем мне возиться с детьми, мне нужны профессиональные артисты, взрослая аудитория, возможность высказывать важные мысли. А нужно сделать так, чтобы заниматься детским театром было престижно, как это произошло в спорте. Есть энтузиасты, которые получают копейки, но для них важно побывать на фестивале такого уровня, как наш, показать спектакли, увезти диплом.
На фестиваль придут дети: если ребенок увидит что-то, что ему понравится, он может попросить отвести его в театральную студию. Неважно, станет ли это профессией или останется увлечением. Театр - способ общения. Детям должно быть весело. Если они немного погрустят, то это тоже хорошо, но прежде всего должно быть ощущение праздника, где есть все и сразу: и конфеты, и серпантин, и день рождения, и Новый год.
- В чем особенность детских спектаклей?
- Круг проблем должен касаться самих детей, иначе им будет скучно. Дети не такие глупые, как кажется многим взрослым, с ними нельзя сюсюкаться. Люди, занимающиеся детским театром, совмещают в себе две профессии: режиссуру и педагогику. Театральная студия - любительская вещь, форма досуга. Но человек, выходящий на сцену, с каждым разом становится все более свободным. Если человек пришел в пять лет в театр и случилось чудо, то он захочет снова попасть туда и искать, ждать, когда оно произойдет снова. А если просто звучит выученный текст и актеры совершают заученные движения, вряд ли он еще раз придет.
- Вы готовите программу уличного искусства. Расскажите о ней.
- Собрать программу было нелегко: уличных коллективов много, а детских представлений почти ни у кого нет. В помещении искусственные условия: сидеть неподвижно, не разговаривать, не отвлекаться. А в уличном театре все по-честному. Если происходит что-то интересное, на тебя смотрят. Если нет - зрители уходят.
Есть такие итальянские перформеры, которые, приезжая в город, натягивают на ратушу или другие здания цветную паутину. Фантастическое зрелище. Представляете, человек в очередной серый тоскливый день идет на работу и вдруг видит такое! Важно, чтобы и у ребенка было ощущение, что на улице может произойти что-то удивительное.
Еще непросто с чиновниками: "Помним, - говорят они, - вы устроили шествие на Тверской, чуть все не подпалили". Удивительное желание все зарегламентировать, чтобы не было никаких сюрпризов... Сюрпризов как раз и хочется, это же принцип карнавала.
ДОСЬЕ
Юрий Муравицкий - режиссер, директор фестиваля уличного искусства "Открытое небо". Родился в 1978 году. С 1999 по 2002 год - актер Самарского театра драмы. В 2006 году окончил режиссерский факультет Театрального института им. Щукина. Автор спектаклей: "Апу-Ольянтай" (клуб "МАТЭ"), "Блоха" (продюсерский центр "PR-Квадрат"), "Турандот" (Омский академический театр драмы), "Кубик Рубика" (Театр.doc) и других.