РОСТОВ КРИМИНАЛУ БОЛЬШЕ НЕ "ПАПА"
Старая байка уголовников о том, что Одесса для них "мама", а Ростов - "папа", теперь уже не в ходу. Местная власть так прижала еще недавно вольготно чувствующий себя здесь криминалитет, что мало ему не показалось. Совершенно прав был персонаж известного фильма Глеб Жеглов, когда утверждал, что правопорядок в стране определяется не наличием жуликов, а умением властей с ними бороться. Сегодня в области общая раскрываемость преступлений составляет уже 60,7 процента, превышая общероссийский показатель более чем на 10 процентов. А в Южном федеральном округе ростовчане являются абсолютными лидерами, опережая своих соседей по всем показателям общественной безопасности.
На прошедшем недавно в Ростове заседании Госсовета местный губернатор Владимир Чуб отметил, что "значительное влияние на состояние безопасности в стране оказывают факторы, связанные с социально-экономическим и нравственным состоянием общества". По его мнению, преступность расцветает махровым цветом там, где люди лишены возможности работать и зарабатывать. В качестве весомого аргумента губернатор привел официальные данные, из которых следует, что из общего числа лиц, совершивших преступления, 60 процентов не имели постоянной работы.
В области проанализировали статистику за последние годы и пришли к выводу, что одними лишь милицейскими мерами преступность не остановить. Тогда было решено разработать собственную систему под названием "Безопасный город". Этот во многом уникальный проект был подготовлен с учетом опыта коллег из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Казани. Кроме того, были использованы самые современные отечественные и зарубежные информационные технологии. В результате на свет появилась пока единственная в России программа обеспечения общественной безопасности миллионного города. На заседании Госсовета система "Безопасный город" стала своеобразным учебным полигоном, на котором можно отработать общие принципы построения современной модели обеспечения правопорядка на территории. Президент России отметил успех ростовчан и привел созданную здесь систему безопасности в качестве образцовой модели для других регионов страны. Ведь местная система позволяет в режиме реального времени осуществлять круглосуточный контроль за обстановкой в городе и оперативно реагировать на ее изменение. При этом в информационное поле включены дежурные и оперативные службы всех силовых структур.
Глава региона рассказал коллегам, как именно в Ростове использовали исторический опыт и самобытные традиции Донского края. Здесь умело и с умом применили старинные устои местного самоуправления, когда казачество осуществляло контроль за развитием ситуации на своей территории. При этом главное внимание уделяется воспитанию детей в духе уважения к закону и местным традициям. Сегодня в области создано 141 казачье образовательное учреждение, в которых обучаются 26 тысяч детей и подростков. В казачьих кадетских корпусах детям из неблагополучных или неполных семей помогают определиться в жизни с учетом их личных качеств, способностей и интересов. Ростовские специалисты не забыли и про экономику, подсчитав, что годовое обучение кадета в три раза дешевле содержания подростка в спецшколе для правонарушителей.
Владимир Чуб отметил, что "в современных условиях безопасность есть не что иное, как форма саморегулирования государственной системы, которая позволяет ей сохранить свое качество".
ОТ МОРЯ ДО МОРЯ
Успехи Ростовской области в части общественной безопасности не замедлили сказаться на деловой репутации территории. Сюда потянулись отечественные и иностранные бизнес-структуры. А они, как известно, не приходят туда, где есть риск потерять бизнес и голову. Не зря же говорят, что деньги любят тишину. В этом смысле территория тихого в криминальном отношении Дона выгодно отличается от соседних регионов на юге России. Достаточно сказать, что только за два первых месяца 2007 года объем инвестиций в основной капитал региональных предприятий увеличился более чем на 70 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 4,7 млрд. рублей. Однако такой благоприятный поворот дела уже не устраивает дончан. Местные аналитики подсчитали, что для реализации, прямо скажем, амбициозной стратегии развития области до 2010 года необходимо привлечь 350-400 млрд. рублей, или 14,5 млрд. долларов. Надо заметить, что деньги, в какой валюте ни считай, прямо-таки огромные. Однако здесь считают, что областной потенциал инвестиционного и промышленного развития практически не ограничен. А может, экономисты переусердствовали в расчетах? Проверим по факту.
На самом деле область, по территории равная многим европейским странам, вместе взятым, одна из лучших в составе России. Причем таковой она была уже два века назад, когда фактически стала центром промышленного развития России. Сегодня высокая экономическая активность региона базируется прежде всего на хорошей доступности рынков. Ведь ее транспортная инфраструктура является немалой частью международного коридора Скандинавия - Санкт-Петербург - Москва - Ростов - Новороссийск. То есть фактически дорога идет от моря до моря. По бескрайним донским степям проходят шесть железнодорожных линий и семь автодорог федерального значения. А ростовский участок трассы "Дон" на сегодняшний день остается едва ли не лучшим на всем протяжении магистрали М-4. Те, кто ездит по 800-километровой трассе, не дадут соврать. Ведь на иных участках, где плетешься, словно в московских пробках, поминаешь местных начальников, мягко говоря, не самым лестным образом.
Кроме сухопутных маршрутов, по региону проходит речной путь из Северо-Запада и Центра России в Черное и Средиземное моря, а также воздушный коридор Санкт-Петербург - Москва - Кавказ. На территории Донского края расположены пять портов, три из которых (Ростовский, Таганрогский и Азовский) имеют статус международных. А с учетом последних событий, когда Сочи получил право проведения в 2014 году зимней Олимпиады, значение Ростовской области как важнейшего в стране транспортного узла возрастает в разы. Не случайно на завершение работ по реконструкции трассы "Дон" в ближайшие два года из казны выделено почти 70 млрд. рублей - больше, чем за все 10 лет, на протяжении которых идет здесь реконструкция магистрали.
РЕНЕССАНС ДОНСКОЙ ИНДУСТРИИ
Вместе с ростом российской экономики второе дыхание получил и промышленный комплекс Ростовской области. Его основу, как известно, составляют гигантские предприятия, по мощности и масштабам сравнимые с целыми отраслями. В числе таких структур, порой закрывающих большую часть внутреннего спроса на отдельные виды продукции, по-прежнему остаются комбайновый завод "Ростсельмаш", вертолетный завод "Роствертол", таганрогский металлургический комбинат "Тагмет" и Новочеркасский электровозостроительный завод. Пережив нелегкие времена перехода на рыночные отношения, эти градообразующие предприятия определяют сегодня лицо областной индустрии, которая в последние годы демонстрирует отменную динамику развития. Достаточно сказать, что в 2006 году валовой региональный продукт (ВРП) вырос почти на 20 процентов - значительно больше, чем в среднем по России. Помимо традиционно сильного промышленного сектора, успешно развиваются торговля и общественное питание (годовой рост - 21,5 процента), а также транспорт и связь (13 процентов). Примером стабильно развивающегося сектора стал, например, местный авиапром. Так, на ТАНТК имени Бериева налажено серийное производство многофункционального самолета-амфибии Бе-200, а на "Роствертоле" завершена подготовка к выпуску боевого вертолета круглосуточного и всепогодного применения Ми-28Н.
В последние годы практически с нуля в Ростовской области была создана автомобилестроительная отрасль. Сегодня на Таганрогском автозаводе собирают различные марки автомобилей южнокорейского концерна Hyundai. В 2006 году ТагАЗ установил очередной рекорд, выпустив 75 тысяч легковых машин. В этом году завод приступил к производству корейских внедорожников и микроавтобусов. В областной администрации намерены расширить географию сотрудничества с ведущими западными автоконцернами. Тем более что льготный режим промзон для таких предприятий сделал российский рынок весьма привлекательным. В этом направлении у ростовчан есть серьезные конкурентные преимущества в виде мощного комплекса машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий, развитой логистики и крупных портовых терминалов. Впрочем, ростовский губернатор Владимир Чуб, помимо автосборочного производства, приоритетным считает организацию на территории области современных заводов по производству автодвигателей и коробок передач. Кстати, именно на такой широкой трактовке развития иностранного автопрома в России настаивает теперь российское правительство, которое готовит сейчас постановление, согласно которому "отверточные" производства будут сворачиваться.
Такой поход к делу обеспечил серьезную внешнеэкономическую ориентацию областной промышленности. Сегодня в сравнении с прошлогодним периодом экспорт машиностроительной продукции увеличился более чем на четверть. При этом за границу продается свыше 40 процентов произведенной в области машиностроительной техники и 37 процентов всех летательных аппаратов.
АППЕТИТ ПРИХОДИТ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
Такими темпами развития региональной индустрии на иных территориях могли бы только гордиться. Однако команда местного губернатора ставит новые задачи перед бизнес-сообщестом, требуя взять новые, более крутые высоты в экономике. Владимир Чуб считает, что именно в этом году в регионе начнется инвестиционный бум. Надо полагать, что его расчеты основаны на уже сверстанных планах российских и американских предпринимателей, готовых изрядно потратиться на строительство в области современных заводов.
По замыслу местных властей, активизировать инвестиционный "взрыв" должен областной Инвестиционный фонд с капиталом, сформированным за счет средств региональной администрации (30 процентов), международных институциональных инвесторов (30 процентов), а также частных российских и иностранных компаний, на долю которых придется 15-20 процентов вложенных средств. Кроме того, работой с инвесторами сейчас активно занимается Агентство инвестиционного развития Ростовской области, проектный портфель которого уже превышает 2,3 млрд. долларов.
О том, какие из инвестиционных направлений станут главными, рассказал недавно на Международном экономическом форуме в Сочи Владимир Чуб. По его словам, область готова предложить инвесторам 12 проектов, два из которых предусматривают создание в регионе особых экономических зон. Резидентам Красносулинской ОЭЗ в Восточном Донбассе обещано снижение издержек по организации новых производств примерно на треть. Столь солидные преференции гарантированы властью по причине сложной социальной обстановки, сложившейся в результате закрытия нерентабельных угольных шахт. Тогда без работы остались почти 100 тысяч горняков, которые в случае открытия новых производств могут стать мощным кадровым резервом. В настоящее время о готовности работать в ОЭЗ объявили бельгийская компания Becaert, занимающаяся производством металлокорда для автошин и защитных экранов для электрокабелей, а также местные компании - "Ростар", специализирующаяся на выпуске алюминиевой упаковки, и "Глория Джинс", занимающаяся пошивом одежды. По оценкам экспертов, наполняемость Красносулинской ОЭЗ проектами стоимостью от 10 млн. евро составляет пока порядка 35 процентов. Так что работы здесь хватит всем - и нашим компаниям и иностранцам.
Другая свободная зона имеет туристско-рекреационный профиль и по замыслу ее авторов должна стимулировать развитие южного побережья Азовского моря. В идеале число отдыхающих здесь увеличится с нынешних 200 тысяч до 3 миллионов человек в год. При этом отдых на Азове будет в два-три раза дешевле, чем на Черном море. А с учетом невысоких доходов большинства россиян этот фактор может стать определяющим в успехе проекта.
В Сочи ростовский губернатор представил еще два весьма привлекательных инвестпроекта стратегической значимости. Первый предполагает создание в области мощного предприятия по производству биоэтанола - жидкого спиртового топлива. Благо, что регион обладает практически неограниченными ресурсами по выращиванию зерновых культур, сахарного тростника и свеклы как первичного сырья для изготовления перспективного моторного топлива. Интерес к пилотному в России проекту проявили уже две местные компании - "Астон" и "Башнефть-Юг". По оценкам специалистов, уникальное предприятие обойдется инвесторам в 6 млрд. рублей.
А проект, названный "Южным узлом", представляет собой освоение левобережной части Ростова, где будет создан мощный по российским меркам транспортно-логистический центр. В его состав войдут две промзоны, технопарк, складские комплексы, портовые терминалы и международный аэропорт в Батайске. По пропускной способности он в несколько раз превзойдет возможности Ростовского аэропорта. По планам региональных властей, реализация проекта будет стоить около 60 млрд. рублей и будет осуществляться методом государственно-частного партнерства.
Громадье ростовских планов обещает сделать область одной из ведущих в России. Тот факт, что потенциал Донского края слабо освоен и практически не ограничен, делает его весьма интересным с точки зрения доходности бизнеса. А для того, кто умеет считать свои деньги, этот аргумент будет едва ли не главным при выборе площадки под новый бизнес.