Этот договор, подписанный в 1990 году, устанавливал равенство по количеству танков, боевых самолетов и вертолетов, артиллерийских систем для НАТО и Варшавского договора. Но потом исчезли сначала Варшавский пакт, а потом и Советский Союз. Наконец, в декабре 1999 года был подписан так называемый адаптированный ДОВСЕ, устанавливающий квоты для отдельных стран. Однако вне рамок соглашения оказались страны Балтии.
Дальше Латвия, Литва и Эстония вообще оказались в НАТО. Теперь на их землю могут быть переброшены любые по численности военные группировки. И это уже происходит. В Прибалтике установлены радары для контроля воздушного пространства над Россией и Белоруссией. На базе Зокняй в Литве несет боевое дежурство отряд истребителей НАТО. Напомним, подлетное время самолета или крылатой ракеты из Прибалтики до Санкт-Петербурга не более 15 минут.
В итоге вышло очень странно: в ДОВСЕ входят 30 стран, а ратифицировала и выполняет его только Россия. Мало того, натовцы заявляют, что подпишут договор лишь после того, как мы выполним соглашения по выводу своих баз в Грузии и Приднестровья. Первое сделано, остались лишь склады боеприпасов в Колбасном (Приднестровье). Там 1,5 тысячи российских военнослужащих, охраняющие эти склады. Можно, конечно, часовых убрать. Но по внешнему периметру давно заняли позиции приднестровские гвардейцы, которые давно объявили содержимое хранилищ собственностью непризнанной республики.
Что мы хотим, заявляя о приостановке выполнения ДОВСЕ? Только одного: чтобы его выполняли страны НАТО. Не исключено, что, как сообщил источник в Минобороны, Москва также потребует выработки нового соглашения по вопросам обычных вооруженных сил в Европе. Иначе с какой стати нам соблюдать те самые ограничения, которые ограничивают только Россию? Тем более что США тем временем спокойно наращивают свое военное присутствие вдоль российских границ в Европе.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Валерий МАНИЛОВ, генерал-полковник, бывший первый заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил РФ:
- Отговорки стран НАТО относительно того, почему они не присоединились к Договору об ограничении обычных вооружений в Европе, не выдерживают критики. Этот договор давно превратился в эффективный инструмент принуждения нас к односторонним уступкам. Военная группировка НАТО в Европе сейчас кратно превосходит то, чем располагаем мы. У нас нет сколько-нибудь мощных войсковых соединений на северо-западном и западном стратегических направлениях. Да и на Кавказе мы решаем сугубо внутренние задачи. А угроза со стороны США абсолютно реальна. Просто так военные базы к российским границам не придвигают. Если мы сумеем дать адекватный ответ в связи с планами Пентагона развернуть свою военную инфраструктуру в Польше, Чехии, Болгарии, Румынии, это будет в первую очередь в интересах самих же европейцев. Нарушенный баланс сил никому безопасности не прибавляет.
Иван САФРАНЧУК, российский директор Института мировой безопасности:
- Объявление Россией моратория на участие в ДОВСЕ имеет скорее политическую, чем военную подоплеку. Не думаю, что договор так уж мешал нам реагировать на военные приготовления США. Но зачем было ждать столько лет, чтобы заявить, что ДОВСЕ закрепляет цинично неравноправную военно-политическую ситуацию в Европе? Американцы и без того удивлялись нашему долготерпению. Хотя история знает немало примеров, когда международные договоры в области безопасности не исполнялись. Скажем, договор о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний. Считаю, что указ Путина рассчитан больше на эффект внутри России, призван продемонстрировать решимость Кремля в отстаивании наших национальных интересов.