Стоимость "Русала" аналитики оценивают не меньше чем в 6 млрд. долларов, при том, что чистую прибыль компания не показывает. Доля Абрамовича в холдинге составляет 50 процентов, то есть от продажи своих активов он может выручить не меньше 3 млрд. долларов. Ранее он продал "ЮКОСу" за 3 млрд. долларов компанию "Сибнефть", пакет акций "Аэрофлота" за 150 млн. и пакет акций "Руспромавто" стоимостью 300 млн. долларов.
Таким образом, общая сумма вырученных на распродаже активов составляет порядка 3,5 млрд. долларов. Между тем в списке 467 самых богатых людей мира, который опубликовал журнал "Forbes", Роман Абрамович в 2002 году занял 49-е место. Его богатство оценено в 5,7 млрд. долларов. При том что за прошлый год оно выросло сразу на 2,7 млрд. долларов.
По большому счету считать чужие деньги - дело не очень благородное. Но если бы речь не шла о массовой распродаже собственности олигарха, полученной им в известное время известными способами, с последующим вложением денег за пределами страны. Большая распродажа от Абрамовича расценивается некоторыми экспертами как намерение олигарха в скором времени "сделать России ручкой".
Есть, правда, другая версия событий, согласно которой Абрамович выполняет некое соглашение с властью о выходе из бизнеса перед президентскими выборами в 2004 году. Однако вряд ли это предположение следует принимать всерьез. Как лояльный бизнесмен и послушный губернатор Абрамович вполне мог бы пригодиться именно в предвыборный период. Тем более что у него нет шансов стать в России крупным политическим игроком...
Амбиции олигарха лежат в имиджевой плоскости. Возможно, опостылела ему эта Чукотка. А деньги нажиты немалые, теперь захотелось признания планетарного. А то ведь не ровен час, начнут в России копаться в происхождении богатств. Тем более что органы уже вон взялись за кое-кого из "ЮКОСа".
Впрочем, все прекрасно знают, что Абрамович совсем не Билл Гейтс, и ничего путного на родине предков вроде пока не придумал. Собственно, как и другие магнаты, входящие ныне в мировой клуб миллиардеров. В этой ситуации поздно призывать олигархов к альтруизму, надеясь привлечь бизнес в малоприбыльные секторы нашей экономики. Власть уже не первый раз говорит о справедливом взимании природной ренты, когда сверхприбыли, истинными владельцами которых является народ, должны идти в пользу государства. Но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.