- Виктор Александрович, почему в одних регионах, например в Чувашии, выпускники школ сдавали единый экзамен по всем основным дисциплинам, а в Самарской области - только по физике, в Марий Эл - по математике?
- Разные регионы отрабатывали разные модели проведения ЕГЭ. Экзаменационные предметы выбирали местные органы образования и вузы. Самара взяла один предмет, потому что хотела прежде всего обкатать технологию, саму процедуру сдачи единого экзамена. Те же цели преследовали и в Марий Эл. Остальные регионы решили с помощью ЕГЭ получить еще и картину качества образования в своих школах.
- И что показала "картина"?
- Число медалистов в "пилотных" регионах осталось примерно на том же уровне. Сильные ребята успешно справились с заданиями. А вот число неудовлетворительных оценок (8 процентов по математике, 2 процента по биологии) больше, чем в среднем по школам на обычных выпускных экзаменах. Там двоек бывает примерно 1 процент. Но я хотел бы еще раз напомнить, что единый экзамен - это, как шутят журналисты, "два в одном", совмещение выпускного экзамена со вступительным. Так вот, "неудов" ЕГЭ дал значительно меньше, чем бывает при поступлении в вузы.
- Перед встречей с вами я просматривала данные по ЕГЭ. Самая распространенная оценка у участников эксперимента во всех регионах - тройка. Четверок заметно меньше. А пятерок примерно столько же, сколько двоек.
- Это нормально. Значит, мы подобрали такие тестовые материалы, которые выпускникам по силам. Результаты не блестящие, но и не плохие. Абитуриенты, во всяком случае, ими удовлетворены. Сначала руководители региональных органов образования, учителя и родители волновались, поскольку не были уверены, что дети не растеряются в непривычной обстановке. Во-первых, задания - в новой для них форме теста, во-вторых, атмосфера проведения экзамена была максимально приближена к той, какая бывает в вузах на вступительных экзаменах. Одиннадцатиклассников запускали в аудиторию, с ними работали совершенно незнакомые люди, посторонних не пускали в здание. Но опасения не оправдались: ребята с испытанием справились.
- А как соблюдалась секретность? В Москве накануне выпускного сочинения темы, казалось бы, спрятанные за семью печатями, чудесным образом появились в Интернете.
- Технология ЕГЭ такова, что должен быть полностью исключен несанкционированный доступ к контрольно-измерительным материалам на этапе их разработки. Запрещено появление заинтересованных лиц на экзамене, их участие в проверке работ и обработке результатов. Проблема секретности, по мнению экспертов-наблюдателей, на первом этапе ЕГЭ была решена. Это подтверждает и то, что нет ни одного региона, где результаты были бы существенно лучше, чем в среднем по России.
- Какова судьба абитуриентов, получивших двойки по ЕГЭ? Им предстоит переэкзаменовка осенью?
- От единого экзамена в этом году никто не пострадал. Тем, у кого по тому или иному предмету "2", в аттестат все равно ставили "3". За счет того, что предпочтение отдавали более высокому баллу - годовой оценке. Всем выданы аттестаты. Кстати, число получивших аттестаты больше, чем обычно. Потому что некоторые ребята, сомневавшиеся в своем успехе на обычных выпускных, пошли на единый экзамен. И таким способом избавились от переэкзаменовки.
- Что делать выпускнику, если он недоволен оценками по единому экзамену и хотел бы их исправить?
- Сдавать экзамен через год, как обычно при поступлении в высшие учебные заведения.
- Почему все-таки так много двоек по математике?
- Дело в том, что в двух крупных регионах, Марий Эл и Чувашии, этот экзамен был обязательным. Пришлось его сдавать и отличникам, и тем, кто в математике разбирается слабо. А остальные экзаменационные предметы можно было самим выбирать. Естественно, дети предпочитали сдавать дисциплины, по которым у них знания лучше. Или те, которые нужны для поступления в вуз на избранную специальность.
- С какими трудностями пришлось столкнуться в ходе эксперимента?
- Самая серьезная - недостаточно оперативный обмен информацией между Москвой и регионами. С напряжением выдерживали график выставления оценок. Тут есть над чем работать в будущем году. Чтобы впредь исключить сбои, планируем наладить сотрудничество с Минсвязи и ФАПСИ. Много волнений было при компьютерной обработке результатов экзамена - мы не были до конца уверены, смогут ли сканеры считать ответы детей. Но, в общем, все прошло успешно. Хотя не обошлось без претензий со стороны экзаменовавшихся и их родителей. Больше всего апелляций было в Чувашии, где на самом деле произошел сбой в обработке информации. Впрочем, все спорные вопросы, если были хоть малейшие основания, решались в пользу детей.
- Первый, школьный этап единого экзамена завершился. Какова готовность к следующему?
- Сейчас ждем вузовскую "волну". Непростая это задача - быстро зачислить абитуриента, если он отправил ксерокопии своего свидетельства о сдаче ЕГЭ в два-три вуза и к тому же в каждый на несколько специальностей. Допустим, все три вуза его зачисляют. А он выбрал один. Высшим учебным заведениям придется как-то справляться со всеми этими "сюжетами".
- Сколько российских вузов участвует в эксперименте?
- Практически все университеты и институты "пилотных" субъектов Федерации и еще 19 вузов других регионов. Есть среди них и московские - Институт электроники и автоматики, Университет дизайна и технологии, Высшая школа экономики, Государственный текстильный университет имени Косыгина...
- В какую сумму обойдутся стране оба этапа ЕГЭ?
- Точный ответ можно будет дать в сентябре-октябре. В федеральном бюджете на эти цели было заложено около 200 миллионов рублей. Каждый год мы разрабатываем темы сочинений, вопросы по алгебре и так далее. В 2001-м делали двойную работу. Готовили традиционные материалы для выпускных экзаменов, а также тестовые материалы для ЕГЭ. Определенные расходы связаны с тиражированием. Чтобы соблюсти секретность, все делалось в Москве, в специальных типографиях. Кроме того, необходимо было изготовить бланки свидетельств, довезти материалы до места, направить в регионы высокоскоростные сканеры. Из бюджетных денег также оплачивали деятельность экспертов. Все было организовано по правилам высших учебных заведений - поступали закодированные листы, с каждым текстом работали два независимых эксперта. Во всех регионах детей кормили во время экзаменов, были также затраты, связанные с транспортом, особенно в Якутии... Если посчитать суммарные расходы федерального, регионального, муниципального и родительского бюджетов, то схема ЕГЭ, по экспертным оценкам, гораздо экономнее, чем традиционная - отдельно с выпускными и вступительными экзаменами.