Игры не для лентяев

Литературный обзор

Что общего может быть у великого тренера, поэта-бытописца и коммивояжера, продвигающего товар? Пожалуй, лишь одно: необходимость погружения в свое дело с головой. А как это происходит, видно из предлагаемых вашему вниманию книжек.

Александр Горбунов «Лобановский»

Удивительное дело: Валерия Лобановского давно нет с нами, но всякий раз его вспоминаешь, когда твоя команда кажется горсткой мореплавателей, оставшихся в штормящем море без руля и ветрил. Этот удивительный человек, не получивший спортивного образования, зато окончивший школу с медалью и политех с отличием, остается эталоном умнейшего наставника, умевшего превращать обыкновенных футболистов в мировых звезд, а вполне заурядные команды — в низвергателей авторитетов.

Сам Лобановский в пору футбольной юности научился забивать голы крученым ударом с углового, используя эффект Магнуса и собственные математические расчеты. Это он вывел киевское «Динамо» в восьмикратные чемпионы СССР (а конкуренция в ту пору была будь здоров, не чета нынешней!), дважды вы-играл с этой командой Кубок Кубков. Он умер в 63 года на следующий день после очередной победы своего клуба. И его футболисты вышли на поле в майках с портретом Лобановского, удостоенного звания Героя Украины. Посмертно...

Андрей Родионов «Поэтический дневник»

«Сидим с женой в аэропорту Кольцово / А тут Мамлеев принял смерть», — записывает 25 октября 2015-го поэт и культуртрегер Андрей Родионов в Перми. И решает писать ежедневно по восемь поэтических строк — ни о чем: где был, что видел — с одного октября по другой. «Ехали через ельник / Катя, сегодня сочельник / Когда мы проедем его / Будет уже Рождество». Или про кота: «Этот сфинкс, свидетель вечности / Сторожит меня ночами, / С головою человеческой / И кошачьими когтями». По задумке — концептуальное слововерчение в духе Дмитрия Пригова. По стилистике — псевдонаивные стилизации Николая Глазкова, где маленький человечек из-под столика окормляет классическую поэзию.

В восьмистишиях есть яростная желчь и нежные признания в любви, тайные реминисценции из классиков и отзывы на повседневность. Конечно, книгу надо было выпускать с академическими комментариями, а не дежурным комплиментом на обложке про «любовное внимание к мелким, малозначительным деталям бытия». Надо еще знать, как Родионов декламирует — выпевает свои рифмы, превращаясь в одного из мистических персонажей того самого Мамлеева, которому посвятил дневник. Заканчивающийся так: «Я мамлеевский сыночек / Я люблю Россию-мать / Мой дневник теперь окончен / И не надо продолжать».

Анна Шуст «Текст, который продает товар, услугу или бренд»

«Осторожно! Привычный способ заварки кофе делает его токсичным». Попадись вам такое на глаза, наверняка прочтете дальше. Как овладеть фразами, цепляющими внимание? Книжка как раз про это. У автора богатый опыт по «превращению текстов в деньги». Наладить работу кондитерской можно через пост в соцсетях, а в маленькую пиццерию выстроится очередь после грамотного пиара в блоге. Секреты, как мотивировать человека на поступок с помощью печатного слова, раскрываются пошагово. От первого абзаца, который с трудом давался даже знаменитому Габриэлю Маркесу (он проводил порою над ним несколько месяцев), до подсказок, как найти свой стиль. Писать интересно по плечу каждому, настаивает автор. Которому, впрочем, тоже хочется заметить: «Если бы все то же самое, но короче и веселее...»