О настоящем и будущем государственных интернет-услуг «Труд» поговорил с руководителем Национального форума информационной безопасности «Инфофорум» Александром Жуковым.
— Почти у всех госструктур сейчас есть свои сайты. Но они неидеальны: там сложно найти нужную информацию, и обновляется она нечасто.
— Я не вижу оснований критиковать сайты госструктур. Надо ценить то, что прошли времена толстенных алфавитных справочников, теперь все контакты есть в интернете. К тому же нельзя забывать, что сайты госструктур — прямой канал связи государства и граждан. Мы дважды проводили конкурсы среди сайтов субъектов Российской Федерации.
— Но глупо отрицать, что у них есть недостатки.
— Конечно, есть. На мой взгляд, их три.
На сайтах министерств Евросоюза такой раздел есть практически повсеместно. Кроме того, мы пока рассуждаем исключительно о сайтах органов власти. Но есть огромная масса других организаций и объектов, которые граждан интересуют не меньше. По большому счету, если я иду по мосту, то хочу узнать, не упадет ли он, давно ли проходил его технический осмотр. Я должен иметь возможность зайти на сайт моста и узнать все это. И это не сказка. Информация должна иметь цифровую подпись, подтверждающую, что сведения не поддельные, и давать ее источник.
— Кстати, об электронных подписях. По данным Минкомсвязи, носитель для
— Обычному человеку электронная подпись нужна только для чрезвычайно важных дел: подписать договор о наследстве, купить или продать квартиру, подписать, скажем, брачный договор. Потребуется — пойдете и оформите. Это лишняя возможность быть уверенным, что вашу собственность никто не отнимет, электронный нотариат, так сказать. На мой взгляд, все электронное нужно воспринимать как дополнительные возможности, которые нам предлагают, но не обязывают ими пользоваться: хотите — покупайте мобильный телефон, хотите — не покупайте и живите в избушке на берегу прозрачного озера. Не дай бог, конечно, если
— Много нареканий вызывает у пользователей сайт gosuslugi.ru: вроде бы
— Любая электронная услуга начинается с того, что организация, предоставляющая услугу, хочет знать, кто с ней общается, можно ли ему доверять. Например, бронирование отелей по всему миру — удобно чрезвычайно. Даже посольства при
Почему им верят? Вспомните, как вы получали эту карту: в банке, после заполнения анкеты, предъявления паспорта, личной подписи. Сама карта обеспечена массой защитных механизмов, ее сразу блокируют, когда теряют, и так далее. Но без одного личного контакта с хозяином такого удостоверяющего личность документа никак не обойтись.
По логике, чтобы пользоваться сайтом госуслуг, один раз вы должны прийти за получением первоначальной карты — документа, удостоверяющего вашу электронную личность. А потом вы сможете ссылаться на этот документ. Таким документом у нас, как
— Да, использованием Visa и MasterСard всем бы облегчили жизнь.
— Еще один вопрос, который кажется мне странным. Вот по телевизору с гордостью сообщают: в
— C какими рисками для граждан связано внедрение универсальной электронной карты? По плану к 2014 году вся Россия будет обеспечена картами. Это реально?
— Универсальная электронная карта должна быть единой для всей страны. Но сейчас говорят о региональных картах. Это уже вопрос политический: создание собственных паспортов — а именно эту роль и возьмут на себя универсальные электронные карты — не может допускаться в отдельных областях и республиках страны. Это опасный шаг к развалу России. Следующий шаг в любой независимой стране — введение собственных денег: это фактическое разделение территории государства. Думаю, что к 2014 году мы с вами будем совсем электронными, все, что планировали в нашей стране, успеют и сделают. Темпы заданы жесткие,
— У электронных услуг тоже есть свои риски. Например, недавно разразился скандал
— Чем больше будет электронных услуг, тем больше будет таких скандалов и рисков для каждого, от этого никуда не уйти. Чем больше граждан становятся «электронными», чем шире и сложнее становится система электронных услуг, электронной торговли, электронного образования, электронного голосования, тем важнее строить все составляющие этой системы с учетом требований информационной безопасности. Можно взять за пример недавний скандал с PlayStation. В один день во всем мире рухнула их система безопасности. Персональные данные, учетные данные кредитных карт оказались дискредитированы. Пришлось и нашим гражданам, и гражданам других стран блокировать карты, менять адреса электронной почты. Замечу, что это компания с мировым именем. То есть проблемы могут быть у всех, и если своевременно не ставить задачи обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных, то рухнувший карточный домик может затронуть не только личную информацию. А сегодня вся экономика, управление энергетикой, транспортом, городским хозяйством стоит на информационных технологиях и, следовательно, подвергается новым вызовам и угрозам нашего информационного общества.
— А что насчет электронного образования? Некоторые учителя жалуются, что
— Плюсы электронного образования — возможность не ходить в школу для ежедневного просиживания штанов ученикам и учителям.
Александр Жуков, руководитель «Инфофорума»
Родился в 1956 году в Москве.
Учился в Академии ФСБ России на юридическом факультете.
Работал в ФСБ, после чего 10 лет занимался организацией и проведением мероприятий, посвященных различным аспектам развития отрасли информационной безопасности в РФ. Главный редактор журнала «Бизнес и безопасность в России», кандидат юридических наук, членкор РАЕН.