Алиса Гребенщикова: «Мой дедушка называет меня мамой-тигрицей»

Корреспондент «Труда-7» встретилась с актрисой сразу после премьеры новеллы «Барада» из альманаха «Москва, я люблю тебя!»

— Режиссер новеллы «Барада» из альманаха «Москва, я люблю тебя!» — Элина Суни, у которой вы много снимались. Но «Барада» — это нечто совсем не женское, хотя главные героини — женщины, более того, почти невесты. Очень безжалостная гротескная история о непреодолимом желании наших женщин выйти замуж за толстосумов.

— «Барада» — наша третья работа с Элиной Суни, а до этого я играла главную роль в ее дебютной картине «Человек в футляре, человек в пальто и человек во фраке» и в ее фильме «Вероника не придет». Поэтому для короткометражки «Барада» Элине было привычнее снять меня, чем искать новых актрис, мне так кажется. Когда я прочитала сценарий новеллы, то ничего не поняла, но решила довериться художественному вкусу и чутью режиссера. Когда на пресс-конференции, посвященной обсуждению альманаха «Москва, я люблю тебя!», нашу короткометражку заклевали, мне хотелось встать и высказаться.

— У вас есть такая возможность — объяснить, какой смысл несет в себе «Барада».

— В нашей короткометражке речь идет о том, что в Москве очень много людей со смещенными ценностями. Люди сходят с ума, молодые красивые девушки стремятся выйти замуж за ничто, чтобы получить доступ к красивой жизни. «Барада» — явно не про любовь, а про то, что такое важное понятие, как мораль, потеряно или стерто. И герой — мужчина, устроивший себе выставку невест, — решил жениться на моей героине, которая первой добралась до его конкурса, чтобы сильно не напрягаться. А потом, когда ему понравилась другая, он просто забрал у моей героини паспорт, который отдаст через два дня уже без штампа.

— Вы таких мужчин видели в реальности? Модные писательницы пишут, что на Рублевке каждый второй персонаж так же циничен по отношению к женщинам и семье, как герой «Барады».

— Лично я таких мужчин не знаю. Но рассказывают, что именно так, как в «Бараде», и происходят знакомства и заключаются брачные союзы. Как Петр Листерман рассказывает в интервью, что ему богатые люди заказывают девушек, а он их подгоняет на определенный вкус. Так что, видимо, все это не придумано.

— Но в альманахе есть и новелла Олега Фомина «Абонент недоступен», в которой провинциальная девушка даже вопреки всем обстоятельствам встречает счастье, практически не прибегая к ухищрениям. Правда, у героини Александры Урсуляк была четко обозначенная цель, которую она с гордостью произносила: «А я в Москву за счастьем приехала!» Что нужно для того, чтобы с наименьшими потерями найти в столице принца?

— У героини Саши Урсуляк тоже была длинная дорога к финальной сцене. Сначала в Москву приехала девочка с косичками, и только через какое-то время она оказалась и с другой прической, и с цветами, и с любимым мужчиной. Вот чтобы мужчина сразу увидел девушку и повел ее в загс — вряд ли такое возможно.

— В сказку о Золушке в нынешней Москве не верите?

— Но Золушка до того, как встретила принца, много трудилась, и в это я как раз верю. Принц же полюбил не старшую дочку мачехи, которая ничего не делала, а именно труженицу. Так что Золушка, возможно, вполне московская героиня.

Нет в нашей индустрии — я имею в виду кино, театр, эстраду — человека, который бы не пахал по-черному до того, как мы его увидели на телеэкране. Даже когда рассказывают, что красивым девочкам богатые мужчины покупают клипы, — может, у этих девочек еще более драматические судьбы. Мы же не знаем, что пришлось сделать этим девушкам, чтобы мужчины подарили им эфиры, например, на «Муз-ТВ».

— Вы участвовали в двух сезонах «Ледникового периода», на котором работали олимпийские чемпионы. Наверняка задумывались, чей труд более тяжелый, кропотливый — актера или спортсмена.

— Спорт несравнимо сложнее актерской профессии. У нас, актеров театра и кино, все-таки было детство, развлечения, тогда как фигуристы пахали с раннего детства — еще в школу не ходили, а уже работали. И так они живут всю сознательную жизнь. Из того, что я слышала, путь к медалям очень тяжелый, к тому же это совместный труд маленького ребенка и его родителей. Как правило, мамы или в редких случаях бабушки воспитывают олимпийских чемпионов, жертвуя при этом всем: личной жизнью, семьей, налаженным бытом. Вся семья работает на то, чтобы через 15 или 20 лет их ребенок стоял на пьедестале. Это очень тяжело.

— 1 мая мне посчастливилось ехать с вашим папой в Петербург в одном вагоне поезда, и я подарила ему новый диск Вячеслава Бутусова. Благодарности Бориса Гребенщикова не было предела, и я подумала: «Надо же, какие рок-музыканты, в частности Борис Гребенщиков, Сергей Шнуров и Вячеслав Бутусов, воспитанные, милые и благодарные люди!»

— Это Санкт-Петербург накладывает свой отпечаток на мужчин. И Борис Гребенщиков, и Сергей Шнуров — из Петербурга, и Вячеслав Бутусов уже довольно давно живет в городе на Неве. У них хорошее образование, но главное все же — город.

Уверена, что и Олег Басилашвили произвел бы на вас впечатление не менее культурного человека, чем Борис Гребенщиков. А Константин Хабенский в приватной беседе может очаровать любую женщину.

Эти велеречивые петербургские мужчины умеют очаровывать. Сдержанные, но как посмотрят своими глазищами, полными тоски по невозможному прекрасному, — и ты понимаешь, что такого мужчину необходимо спасать, и сломя голову кидаешься на его спасение. Мне так кажется.

— Алиса, может, вам ближе дух Москвы?

— Во мне больше не жизнерадостности, а юмора и иронии. Мне очень сложно относиться к жизни серьезно.

— На «Кинотавре» вы практически не выходили из зала. Нет ли у вас мыслей попробовать себя в режиссуре?

— Пока у меня не родился ребенок, мне очень хотелось снять свое кино. А сейчас интереснее с сыном в полях погулять, в музей Пушкина сходить, чем кино снимать. Кино — это же творческое высказывание. Мне хочется, чтобы моим высказыванием, моим посланием в мир были мои дети. Пока у меня один ребенок, но, надеюсь, будут еще. Как актрисе мне пока хочется сниматься. Но чтобы брать на себя ответственность за всех — для этого необходима серьезная мотивация. То есть я должна хотеть что-то такое сказать миру, чего не могу сказать никакими другими выразительными средствами. Но для меня более важным высказыванием будет то, как я воспитаю своих детей.

— А сын вас радует?

— Ну как может не радовать собственный ребенок?! Конечно, радует. Даже когда дети непоседливые — это же дети! Им надо двигаться, все узнавать, попробовать своими ручками, и хулиганят они не потому, что у них плохой х-арактер, а потому, что они дети. Я вообще стараюсь относиться ко всему очень спокойно. Если ты строишь дом на вулкане, то должен быть готов к тому, что однажды на тебя прольется лава. Если у тебя маленький ребенок, должен быть готов к тому, что он разрисует стены, и все в этом духе.

— Вы строгая мама?

— Я разумная мама. Понимаю, что с сыном можно договориться. Когда Алеша не прав, я с ним много разговариваю, объясняю: «Алеша, не надо у бабушки отбирать очки!» Это так, к примеру. Конечно, Алеша — шалун. Сын ведется на мой монотонный монолог и успокаивается, делает выводы.

— После рождения сына вы вернулись кататься уже в другой сезон «Ледникового периода» и окунулись в съемки.

— На льду вряд ли во мне открылось что-то новое. А вот в кино — возможно. Моя тетя мне сказала, что раньше, когда у меня не было сына, я вряд ли осилила бы роль Надежды в многосерийном фильме «Вера, Надежда, Любовь». Роль у меня там сложная и большая. Моя героиня проживает на экране от 23 до 55 лет. На глазах зрителей она взрослеет и в результате становится главой огромного семейства, держит в своих руках целый клан. Она находится у руля.

Мой дедушка называет меня тигрицей по отношению к моему сыну. Когда Алеша был маленький, знакомые просили взять его на ручки, так сказать, подержать. Но разве ребенок — игрушка, чтобы его на ручки брали? Нет. Если сам он захочет пойти на ручки, то пойдет. Или же когда треплют щечки — что это? Мы же не подойдем к взрослому человеку и не начнем хватать его за щеки: «Вот какая хорошенькая женщина!» Алеша оберегает личную территорию, а я как мама оберегаю его.

Поэтому даже самые близкие люди — дедушка и бабушка — назвали меня тигрицей. Когда родился сын, проявилась моя гиперответ-ственность. И сейчас это чувст-во ответственности помогает мне в работе. Да и вообще так складывалась моя жизнь, что я повзрослела.

— Значит, вы взрослая женщина, и при этом такая хрупкая, романтичная, нежная…

— Я себя чувствую и хрупкой девушкой, и взрослой женщиной. Как ртуть, которая в заданном пространстве может быть гибкой и подвижной, но при этом все равно состоит из железных шариков.

— Это у вас врожденное качество — быть и жесткой, и мягкой, и серьезной, и легкой, и все время двигаться, двигаться?

— Не очень хорошо помню себя в детстве. Но стержень у меня был и в детстве, а чем дальше, тем он становился сильнее.

Наше досье

Алиса Гребенщикова родилась 12 июня 1978 года в Санкт-Петербурге.

Старшая дочь великого БГ и его первой жены Натальи.

Сразу после окончания Академии театрального искусства уехала в Москву. Дебют в кино состоялся в 19 лет — сыграла в «Американке». В июне 2008 года родила сына Алексея.