Не тем глаза горят

Ваш подчиненный делает только то, за что может получить премию или другие материальные радости. К нагрузкам "за зарплату" он относится спустя рукава. Что делать с таким сотрудником и как превратить его в настоящего профессионала, советуют эксперты "Труда".

Изменить мотивацию алчного сотрудника крайне трудно. Существует тип людей, которым все равно, где и как работать, главное, чтобы им платили, но таких, по оценкам социологов, всего 5%. Пусть он говорит, что его интересуют только деньги, но зачастую его привлекает что-то иное, и если этот скрытый фактор пропадает, то вместе с ним исчезает и интерес к работе. Главное для руководителя - знать, за что зацепиться, чтобы переломить ситуацию.

1. Заботьтесь о подчиненном

Работодателю надо следить за отношениями в коллективе: чем лучше микроклимат в компании, тем вероятнее, что подчиненный будет чувствовать себя комфортно и у него не появится желание смотреть на сторону. Кроме того, его будут удерживать дружеские связи с сослуживцами. Он будет заинтересован в работе именно в вашей организации, а значит, будет прилагать усилия для ее развития, стараться на общее благо. В то же время конфликтные ситуации - это резко отрицательный фактор. Если вы не в состоянии повысить работнику заработную плату, то человек, которого не любят коллеги, от вас очень быстро уйдет.

2. Усложните задачи

Если вы хорошо знаете своего сотрудника, дорожите им, то вовлеките его в новый проект. Он будет заинтересован в получении практического опыта, новых навыков. Такой ход даст вам шанс мотивировать сотрудника без увеличения его заработной платы и условий труда. Со стопроцентной вероятностью вы будете уверены, что человек останется с вами, так как будет хорошо понимать, что дополнительные навыки он не получит ни в одном университете или, в другом случае, это будет стоить ему огромных денег.

Такой опыт он будет расценивать как уникальную возможность, инвестиции в собственное будущее, саморазвитие и самообучение. Но учтите, что это будет работать не на рядовых сотрудниках.

3. Держите в курсе событий

Очень важно, чтобы сотруднику давали возможность следить за текущими делами в компании, чтобы он видел ее развитие, цели, понимал, какое место он занимает и что от него зависит. Людям нравится наблюдать за своими творениями. Короткий поводок или пошаговый контроль отнюдь не способствуют мотивации человека к работе. Дайте ему возможность раскрыть себя, предлагать креативные идеи, вместе с ним претворяя их в жизнь. Все это зависит от руководства компании: если оно активно занимается ее развитием, а не просто поддерживает жизнедеятельность, то сотрудники с радостью в этом участвуют, потому как видят в этом перспективы и для собственного развития, карьерного роста.

4. Покажите,что доверяете

Очень хороший вариант - пригласить сотрудника присутствовать на важных переговорах, обсуждениях, совещаниях руководства. Пусть его голос не будет решающим, но возможность публично высказать свое мнение в кругу профессионалов подвигнет его на подвиги и потрафит его самолюбию.

Измените сотруднику название должности в трудовой книжке. Он будет работать лучше, даже если получит только номинальное повышение. Как только сотрудник увидит, что его ценят, он начнет иначе относиться к делу, почувствует, что ему доверяют больше, что на него теперь возложена большая ответственность.

5. Превратите работу в спорт

Создайте внутри компании благоприятную конкурентную среду, устройте соревнование между отделами либо, например, между лучшими продавцами определенного товара. Или организуйте команду в рамках определенного проекта: люди будут стимулировать друг друга в процессе взаимодействия, добиваясь общей цели. Победителей можно вывесить на доску почета, вручить грамоты, написать о них статью в корпоративной газете, устроить публичное чествование. Человеку будет чем похвастаться перед коллегами и в кругу семьи, он сможет рассказать детям, как папу уважают на работе, как его на сцене похвалил руководитель, как все ему аплодировали и он растрогался до слез. Грамоты стоят копейки, но послужат хорошей рекомендацией на будущей работе и станут предметом гордости перед коллегами.

При подготовке материала "Труд" консультировали: заместитель генерального директора "АКМЭ сервис" Никита Степанов, руководитель отдела по работе с клиентами компании "Poly Staff" Елена Супранкова, коммерческий директор компании "Вираж-Плюс" Владимир Тищенко