За старую машину дадут премию

Автовладельцам, которые отдадут свои легковушки на утилизацию, выплатят субсидию на покупку новых. Так в стране намерены поддержать отечественный автопром. Подобную схему уже опробовали в Германии, что повысило продажи новых машин.

Ввести субсидию за утилизацию старых автомобилей предложил премьер-министр Владимир Путин. Новшество призвано поддержать автомобильный рынок России. Россияне смогут отправить старую машину на утилизацию, а взамен получить субсидию на покупку нового транспорта. Ее размер может составить от 1 до 1,5 тысячи долларов, отметил исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин.

В Германии подобная программа действует с начала года. Жители страны пригоняют свой старый автомобиль (использовался не менее девяти лет, а в собственности не менее года) в фирмы, которые их утилизируют. Владельцу выдают справку, которая подтверждает, что машина пошла на переработку, после чего он покупает новый автомобиль. Чтобы получить субсидию (от 2 до 2,5 тысячи евро), надо иметь три документа: справку об утилизации, а также два ПТС (на старый и новый автомобили), чтобы подтвердить, что оба транспортных средства принадлежат одному человеку. Только за месяц работы программы заказы на новые автомобили в Германии подскочили на 63%.

Сегодня в России, по данным МВД, 48% автотранспортных средств прослужили уже более 10 лет. Более 400 тысяч старых машин вовсе брошены во дворах. При этом в стране нет системы утилизации транспорта, отмечает Игорь Коровкин. "Все происходит произвольно, по мере того как автомобиль приходит в негодность. После этого какие-то уцелевшие детали вторично используют, а сам транспорт становится грудой металлолома", - добавил эксперт.

Плюс программы в том, что она сформирует культуру утилизации машин, считает аналитик инвестиционной компании "Финам" Дмитрий Баранов. "Пока же машины бросают где попало: в промзонах, в лесу, сжигают, выбрасывают на свалки, - говорит он. - К тому же пока не известно, сколько придется собрать документов и пройти инстанций, чтобы получить субсидию".

В России подобная практика не приживется, считает вице-президент движения автомобилистов страны Леонид Ольшанский. "Денег, которые заплатят за утилизацию, на покупку нового автомобиля не хватит. Ведь в Германии субсидии значительно больше. Словом, не все то, что хорошо функционирует на Западе, с тем же успехом приживется в России", - заметил Ольшанский.

Прямая речь

Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России:

- В России опыт Германии не приживется - невыгодно. Субсидии, которую дадут за утилизацию старого автомобиля, не хватит на покупку новой машины. К тому же в программу заманят пенсионеров, которые отдадут свою "старушку", а потом останутся ни с чем. Словом, не все то, что хорошо функционирует на Западе, с тем же успехом приживется в России.

Игорь Коровкин, исполнительный директор Объединения автопроизводителей России:

- Система утилизации автомобилей в стране пока находится в зачаточном состоянии. Над проектом еще предстоит поработать.К тому же проект можно будет запустить только после кризиса, ведь для этого нужно не только разработать законодательную базу - а это время, - но и выделить средства.

Дмитрий Баранов, аналитик инвестиционной компании "Финам":

- Плюс в том, что власти заинтересовалось утилизацией старых автомобилей. Другой вопрос, сколько надо будет собрать документов, чтобы получить субсидию. Неизвестно, какие структуры будут принимать старые машины, будет ли оперативно реагировать налоговая служба при списании авто. Говорить о том, будет ли мера эффективной, пока рано.