ХОЗЯЙКА НЕБА

Многие воспринимают профессию бортпроводника как временную, но, совершив всего несколько полетов, остаются в ней на долгие годы. Сама Ирина не может спуститься с небес на землю уже 22 года.

- Стюардесса - всегда была одной из самых романтических женских профессий. Вы тоже польстились на эту романтику небес?
- И да и нет. Я родилась и выросла в летной семье - папа бортинженер на ИЛ-62, мама - стюардесса. Моим родителям хотелось, чтобы дочка выбрала земную профессию, поступила в престижный институт. Но я не послушалась и после 10-го класса поступила в Ленинградское авиационно-техническое училище гражданской авиации. Родители были уверены, что я, избалованная домашняя девочка, не выдержу казарменной жизни и вернусь домой. Но я все преодолела. Хотя первый год мне действительно было очень трудно: хождение строем, наряды, уборка общественных туалетов - одним словом, армейская дисциплина. Уже на втором курсе я начала летать. Вспоминаю свой самый первый полет - страшно было ужасно. Летать я не боялась, но выйти в курсантской форме с подносом горячих напитков в салон, полный незнакомых людей, - от одной этой мысли у меня руки начинали трястись.
- Дальше было легче?
- Да. После окончания училища я по распределению попала в Шереметьево, тогда у нас была только одна авиакомпания "Аэрофлот", но меня взяли в Центральное управление международных воздушных линий. Сначала я летала по Советскому Союзу, потом по странам ближнего зарубежья, потом в Африку. Когда я пришла на первую встречу выпускников, все мои одноклассники еще учились в институтах, а я уже видела мир не только по телевизору. Две мои подружки по моему примеру тоже выучились на бортпроводников и некоторое время летали, потом по разным причинам ушли. А я никак не могу и не хочу расставаться с небом. Мой летный стаж 22 года. Кстати, своего мужа я тоже встретила в небе, он, как и я, бортпроводник.
- Кажется, что сейчас престиж профессии бортпроводника не так высок. Не обидно чувствовать себя обслуживающим персоналом?
- Я не чувствую себя обслуживающим персоналом и тому же стараюсь научить наших бортпроводников. Обслуживание пассажиров - это дополнительная функция бортпроводников, их первая обязанность - обеспечить безопасность пассажиров на борту. В случае нештатной ситуации проводники должны разъяснить пассажирам ситуацию, помочь им покинуть самолет. Но даже если все в порядке, то человек на борту все равно переживает определенный стресс, в самолете хватает малейшего недоразумения, чтобы началась паника. Бортпроводник является олицетворением всего летного экипажа, ведь пассажиры не видят пилотов, которым на время полета доверяют свою жизнь. Поэтому все свои ожидания, сомнения и свою агрессию пассажиры направляют на бортпроводника. Он должен быть компетентен - ответить на любой вопрос, касающийся полета, оказать первую помощь. Вообще наша профессия объединяет в себе множество других профессий: пожарный, спасатель, медик, психолог, воспитатель.
- Неужели вам никогда не бывает страшно?
- Не страшно, но внутренне тревожно бывает, особенно после авиапроисшествий. Но я всегда стараюсь рассуждать с точки зрения профессионала, думать, о том, как нужно поступить, чтобы избежать трагедии. Бортпроводник не теряется в сложной ситуации благодаря своим знаниям. Помню, как я первый раз попала в экстремальную ситуацию - наш самолет не мог выпустить шасси и долго кружил над аэродромом, мы уже готовили людей к аварийной посадке. К счастью, все обошлось, но когда последний пассажир покинул борт, я разрыдалась. Я тогда пережила сильнейший стресс. Конечно, с опытом это проходит, но организм человека непредсказуем, я видела бортпроводников, которые сами пугались в нештатных ситуациях, инстинкт самосохранения оказывался выше профессионального долга. Вообще, если в аварийной ситуации бортпроводник не окажет помощи пассажирам, это может закончиться увольнением, но если все будет хорошо, то его могут и наградить. Каждый случай подлежит разбору, и по его результатам все авиакомпании проводят дополнительные тренинги.
Я заметила, что сейчас молодежь стала очень смелой, наши девочки-бортпроводницы приезжают на работу на мотоциклах, занимаются серфингом, парашютным спортом. В каждом новом наборе есть 1-2 человека, которые вообще никогда не летали на самолетах, но не боятся идти в профессию.
- Вы каждый раз меняли привычную компанию на новую и начинали все с нуля. Потому что вам становилось скучно?
- Мне хотелось полнее реализовать себя, попробовать сделать что-то по-новому, иначе. У "Скай Экспресс" другие стандарты обслуживания пассажиров на борту. Мы летаем на короткие расстояния и предлагаем низкие тарифы, поэтому мы, например, не просто раздаем, а продаем пассажирам напитки, легкие закуски и другие товары. Наши бортпроводники должны уметь не только обеспечить безопасность и комфорт пассажиров, но и организовать быструю торговлю на борту. Значит, они должны иметь способности и наклонности к работе в торговле. И мне было интересно попробовать наладить работу таким образом.
В небе никогда не бывает скучно: я до сих пор продолжаю летать 3-4 раза в месяц и могу точно сказать: работа в офисе более монотонная и занимает гораздо больше времени. В полете я чувствую себя совершенно по-другому, ведь уже поднимаясь по трапу, ты должен оставить все свои страхи, проблемы, переживания за бортом. Сделать это не так просто, но с опытом ты привыкаешь всегда входить в салон с улыбкой как гостеприимная хозяйка, настоящая хозяйка неба.
Куда пойти учиться
КАДРЫ ДЛЯ АВИАКОМПАНИЙ
Летный состав готовят:
* Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации www.academiaga.ru
* Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт) www.uvauga.ru
* Калужское авиационное летно-техническое училище РОСТО http://kaltu.kalugacity.ru
* Бугурусланское летное училище гражданской авиации
www.blu-ga.narod.ru
* Сасовское летное училище гражданской авиации
http://sasovoavia.3dn.ru
* Краснокутское летное училище гражданской авиации
http://www.azpk.noka.ru/html/Kras_kut.htm
Специалистов практически всех профессий, не связанных непосредственно с полетами, готовят Московский авиационный институт (Государственный технический университет) www.mai.ruи Санкт-Петербургское авиационно-транспортное училище гражданской авиации http://www.spatuga.ru/m1.htm.
Как правило, бортпроводников компании обучают самостоятельно, но есть и специализированная "Школа бортпроводников" (www.airschool.ru), куда могут пройти обучение все желающие.
СЕКРЕТЫ
Что необходимо бортпроводнику для успешной работы:
* Внешние данные (рост не менее 160, размер одежды не более 46, опрятность, подтянутость)
* Коммуникабельность
* Стрессоустойчивость
* Быстрая обучаемость