Российский университет неф-ти и газа рос вместе с российской экономикой. У них много общего. Например, благополучие и первой, и второго зависит от мировых цен на нефть. Сейчас они высоки, а будут, по всей видимости, еще выше. Так что перспективы у российского ТЭК очень и очень неплохие.
БЛАТНОЕ МЕСТО
Средний уровень заработных плат в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, по данным Росстата, в I квартале составил 35 800 рублей, что в 2,3 раза больше, чем в среднем по стране, а в обслуживании трубопроводов - 34 400 рублей, что в 2,2 раза больше, чем в среднем по России. Доходы в области транспортировки углеводородов еще будут расти. Так, в конце 2009 года планируется запуск крупнейшего в мире нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" длиной 4130 км. Сроки окончания строительства уже не раз откладывались, поэтому можно ожидать, что, когда сегодняшние абитуриенты станут бакалаврами, работы им хватит.
Естественно, что желающих поступить в Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (РГУНГ), или "Керосинку", как его прозвали студенты, немало. Удается это далеко не всем.
"Сюда устраивают своих детей сотрудники крупных нефтегазовых компаний, а потом, когда чада выучиваются, нанимают их работать к себе", - рассказал один студент, которого в университет пристроил папа, работающий в Itera. Чаще всего блат приобретает форму рекомендации, которую отправляют в деканат. По оценке самих студентов, примерно 90% учащихся - "дети нефти".
Впрочем, это не означает, что простому смертному сюда путь заказан. Для талантливого студента это вполне возможно, однако нужно сдать экзамены лучше тех, кто имеет рекомендации. При прочих равных приемная комиссия отдает предпочтение своим.
В "ГАЗПРОМ" ПОСЛЕ УЧЕБЫ
В год РГУНГ выпускает примерно 1800 студентов, среди них 1400 - дневной формы обучения. Все очники к моменту выпуска уже имеют предложения по работе, а 95%, согласно данным администрации вуза, к моменту получения диплома уже знают, где будут работать. К примеру, в 2006 году из 929 выпускников дневной формы обучения 201 устроился в "Газпром", 74 - в "ЛУКОЙЛ", 36 - в "Транснефть", 29 - в "Роснефть", 28 - в ТНК-BP.
До 70% студентов проходят практику в вышеупомянутых компаниях. Многие во время практики получают дополнительную рабочую специальность: оператора ЭВМ, слесаря механосборочных работ, оператора подземного ремонта скважин, электросварщика или помощника бурильщика.
К слову, согласно опросу ВЦИОМа лучшим работодателем в России является как раз "Газпром". Так считают 38% россиян. "Роснефть" и "ЛУКОЙЛ" - на третьем и четвертом местах (22% и 19% соответственно).
"ДУРНЫЕ" ФАКУЛЬТЕТЫ
Самый большой конкурс (12 человек на место) в РГУНГе, как ни странно, на факультетах экономики и права.
Студенты еще не отошли от стереотипа успешности юриста и экономиста и стремятся поступить на соответствующие факультеты. Однако при выпуске эти специалисты оказываются наименее востребованы, потому что эти специальности не являются эксклюзивными - их готовят во многих других вузах. В то время как, например, разработке нефтяных и газовых месторождений научат только в РГУНГе.
Это подтверждают и сами выпускники: "Технарей расхватывают быстро, а у экономистов большая проблема - они никому не нужны", - рассказывает Марина с 4-го курса факультета экономики. - Очень хотела бы работать в "Газпроме" или "ЛУКОЙЛЕ", но на практике пойду, куда возьмут".
Единственный плюс гуманитарного образования в том, что после выпуска можно остаться в Москве. Юристы и экономисты могут расположиться в головном офисе компании, а выпускникам технических факультетов часто приходится уезжать из Москвы, работать непосредственно на месторождениях. Каждый год примерно 40% выпускников вуза отправляются работать в Тюменскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Конкурсы
СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ПРЕТЕНДУЕТ НА ОДНО МЕСТО В РГУНГЕ
12
Факультет экономики и управления на предприятии
11,5
Юридический факультет
10
Факультет химической технологии и экологии
8
Факультет автоматики и вычислительной техники
7,8
Факультет проектирования, сооружения и эксплуатации систем трубопроводного транспорта
Источник: РГУНГ