ПРЕДЧУВСТВИЕ ХОРОШЕГО КИНО

Так уж повелось в июне: одно кинористалище спешит сменить другое. Только что в Сочи отшумел отечественный "Кинотавр", на котором побывало 1200 гостей и было показано более сотни фильмов, а в столице стартует Московский международный кинофестиваль, где будет крутиться уже три сотни лент. Торжественное открытие этого масштабного смотра мирового экрана пройдет сегодня в кинотеатре "Пушкинский", который принарядился к празднику.

Московский международный знавал разные времена. И эпоху настоящего расцвета, когда приехать на премьеру своего фильма в российскую столицу считали за честь Федерико Феллини, Анджей Вайда, Золтан Фабри, Франческо Рози, Мринал Сен, Иржи Секвенс... И период унылой стагнации, когда заманить в Москву подлинных творцов становилось все труднее, а раздаваемых призов становилось все больше... И продолжительный период хаотичного безвременья, когда каждая приходящая фестивальная команда меняла девизы ММКФ, его творческие ориентиры, и в подлунном кинематографическом мире уже не очень понимали, что это за странное явление такое - непредсказуемый и неуправляемый Московский международный...
Последние годы во главе ММКФ стоит председатель Союза кинематографистов Никита Михалков. Нельзя сказать, что с его приходом фестиваль совершил резкий качественный взлет (конкурс по-прежнему слабоват), но элементарного порядка, организованности, дисциплины в нем заметно прибавилось. Фестиваль стал ежегодным, он проходит всегда в одни и те же сроки, на него потянулись звезды мирового экрана: Ален Делон, Фанни Ардан, Джек Николсон, Квентин Тарантино, Мэрил Стрип, Алан Паркер... Что ни говори, а такими именитыми гостями может гордиться и Канн.
Список корифеев мирового кино, которые посетят Москву в эти дни, еще уточняется. Но уже известно, что приедет великая французская актриса Жанна Моро и выдающиеся режиссеры, классики современного кино Иштван Сабо и Питер Гринуэй. Последний привезет ретроспективу своих работ, где наряду со знаменитыми фильмами "Повар, вор, его жена и любовник", "Отсчет утопленников", "Дитя Макона" будет и только что законченный масштабный проект "Чемоданы Тульса Люпера", в котором снялись (пусть в небольших эпизодах) российские звезды экрана. Это лишний раз доказывает, что наш кинематограф постепенно, потихоньку, но все же интегрируется в мировой киноконтекст, и экран Московского международного играет в этом процессе непоследнюю роль.
Вот уже который год огромный интерес у зарубежных гостей вызывает российская программа. Она неизменно проходит при переполненных залах. В этом году гости ММКФ смогут увидеть как образцы российского авторского кино ("Настройщик" Киры Муратовой, "Удаленный доступ" Светланы Проскуриной, "4" Ильи Хржановского), так и блокбастеры отечественного разлива: "Статский советник" Филиппа Янковского, "Бой с тенью" Алексея Сидорова, "Побег" Егора Кончаловского...
Москвичей и гостей столицы, понятно, больше интересуют новинки западного экрана: свои фильмы можно "догнать" попозже в прокате или на телеэкране. Так вот, хорошего западного кино (а не того ширпотреба, который в немереных количествах выплескивается на наши экраны) в рамках ММКФ в этом году будет много. Надо только побегать в поисках "культовых" картин по всем 11 кинотеатрам столицы, где будут крутиться новейшие и уже успевшие прогреметь в мире фильмы Вима Вендерса, Гаса ван Сэнта, Джима Джармуша, Ларса фон Триера, Лукаса Мудиссона, Вуди Аллена, Спайка Ли, Франсуа Озона и других корифеев современного экрана. Правда, ленты этих мастеров будут показаны вне конкурса, но для рядовых любителей кино это не столь уж и важно.
Другое дело, что журналисты и критики опять (и справедливо) недовольны: в конкурсе, который определяет лицо и уровень каждого фестиваля, мало знаковых имен и крупных фигур. К таковым можно, пожалуй, отнести только чилийского режиссера Мигеля Литтина, на счету которого такие известные фильмы, как "Альсино и кондор", "Вдова Монтьель", и Томас Винтерберг - один из основателей датской "Догмы". С известными натяжками к фаворитам ММКФ можно причислить еще и финна Аку Лоухимиеса, который признан у себя на родине "режиссером года", и чеха Петра Зеленку, получавшего за свои авангардистские фильмы награды в Роттердаме и Карловых Варах.
Особое место в списке соискателей "Золотого Георгия" (так называется главный приз фестиваля) занимает фильм российского режиссера Алексея Учителя "Космос как предчувствие", который считался главным претендентом на победу в Сочи, но за день до открытия "Кинотавра" был "перехвачен" отборщиками ММКФ. Видимо, у них для этого были свои немаловажные резоны. Немногие люди, видевшие фильм, считают его этапным в творчестве режиссера, ставшего известным после фильмов "Дневник его жены" и "Прогулка". Другое дело, захочет ли жюри, которое возглавляет знаменитый драматург Валентин Черных, второй год подряд (после прошлогодней победы "Своих" в постановке Дмитрия Месхиева) устроить на международном кинофестивале еще один бенефис российского кино? Похоже, это станет главной интригой нынешнего киносмотра...