КЛЕЩ ПОПОЛЗ В АТАКУ

Для 49 российских регионов - большей части территории страны - это стало настоящим бедствием. Однако федеральное правительство остается глухо к проблемам провинций. Видимо, так будет до тех пор, пока КЛЕЩ ЭНЦЕФАЛИТНЫЙ не доползет до Садового кольца.

С начала весеннего сезона уже около 3,5 тысячи алтайских жителей пострадали от укусов клещей. В больницы обратилось около тысячи человек. Треть из них - дети. Кроме того, 12 человек госпитализированы с подозрением на клещевой энцефалит. Всего же с начала весны зарегистрировано около 30 случаев клещевого энцефалита.
По словам начальника отдела эпиднадзора за инфекционными заболеваниями Нины Новожиловой, рост количества клещей в крае вызван несколькими причинами. Одна из них - сокращение противоклещевых обработок. Самая последняя акарицидная обработка объектов социально-культурного назначения была в 2003 году. После этого заболеваемость клещевым энцефалитом пошла на убыль. Но чтобы удерживать численность клещей на низком уровне, необходимо проводить такие обработки ежегодно.
К сожалению, в 2005 году на эти цели из краевой администрации было выделено лишь 500 тысяч рублей. Поэтому обрабатываются прежде всего детские оздоровительные учреждения. Иначе они просто не получают разрешений на открытие.
В соседнем с Алтайским краем регионе - Республике Алтай - пик активности клещей. От этих мелких, но страшных насекомых пострадало уже почти 500 местных жителей. Наибольшее количество заболевших зарегистрировано в Горно-Алтайске и прилегающих к нему Майминском и Чемальском районах - популярных местах отдыха сотен тысяч туристов, приезжающих сюда со всей России.
В Новосибирской области вирус клещевого энцефалита выявлен пока у трех человек. Всего же пострадавших от укусов клещей - 6500. В Кузбассе ситуация еще напряженнее. Клещевой энцефалит подозревают у 125 человек.
- Сейчас те, у кого подозревают клещевой энцефалит, проходят обследование и лечение, - рассказал заместитель начальника отдела эпиднадзора территориального управления Роспотребнадзора по Кемеровской области Валентин Соколов. - Примерно через месяц медики поставят точный диагноз.
Всего же с начала весеннего сезона с укусами клеща в медицинские учреждения Кузбасса обратились 12,5 тысячи жителей. Среди них почти три тысячи детей. В регионе было запасено 90 тысяч доз иммуноглобулина. На 30 мая израсходовано почти 24 тысячи доз. По мнению эпидемиологов, в целом запасов достаточно.
Существует такое понятие, как федеральный уровень по инфекционным заболеваниям. Если говорить о болезнях, передающихся через укус клеща, то в Томской области этот уровень превышен в 15 (!) раз. Здесь ситуация с клещом стабильно сложная каждый год - фиксируется до 25 тысяч случаев укусов. И бояться клещей надо не только на природе, но и в городе.
Специалисты бьют тревогу. Во-первых, клещ стал просыпаться раньше - первые укусы фиксируются, когда снег еще не сошел. Во-вторых, клещ стал все чаще появляться в черте города. Деньги на обработку томских скверов и парков приходится выкраивать из скудного городского бюджета или просить у спонсоров. В областную целевую программу депутаты ежегодно закладывают 3 миллиона рублей на вакцинацию определенной законом категории населения - тех, кто работает в очагах скопления клещей: лесников, геологов и т.п. Это всего 10% населения. Обязательная вакцинация других категорий, например детей, законом не предусмотрена.
В 2003 году депутаты Государственной Думы Томской области, обращались к президенту. Томские депутаты делают упор на то, что проблема не узкоместническая и требует государственного вмешательства. Региональные бюджеты не в состоянии самостоятельно справиться с бедой. Денег не хватает на дорогостоящие ядохимикаты для обработки территорий (дешевым дустом нынче природу не травят), не говоря уже о вакцинации. На это обращение Минздрав ответил банально - нет денег. Недавно вновь отправлено обращение к президенту и правительству. Томичи выступают с предложением включить прививку от клещевого энцефалита в "Национальный календарь профилактических прививок". Сделать это, по их мнению, необходимо, потому что страшные заболевания, передающиеся через укус клеща, стали настоящим бедствием не только для Сибири.