СКОЛЬКО СВОБОДЫ ОТПУСТИМ ДЕТЯМ

Столичный мэр, предложивший отрезать от летней школьной вольницы чуть ли не месяц, руководствовался, безусловно, благими намерениями и резонами. Нечего, мол, нашим чадам столько времени маяться от безделья, которое порой и до общественно вредных поступков доводит. Уж лучше весь июнь провести за партами под присмотром педагогов, а "сэкономленные" свободные недели приплюсовать к осенним и весенним каникулам. При этом Юрий Михайлович ссылался на зарубежный опыт: там, по его сведениям, по три месяца кряду никто из учащихся не отдыхает.

Мы решили разузнать, как проходят школьные каникулы в некоторых европейских странах. Собственный корреспондент "Труда" в Германии Рудольф Колчанов сообщил, что в этой стране отсутствует единая система образования, поэтому в каждой из 16 земель - свои каникулярные правила. Тем не менее практически повсюду учеников отправляют на "заслуженный отдых" не менее 5 раз в году. На Рождество они гуляют две недели, в феврале, на Пасху и Троицу - по неделе. А летний отдых длится в среднем действительно около двух месяцев. Стоит заметить, что во многих школах Германии уроки проходят и по субботам.
Во Франции, по информации нашего собственного корреспондента Вячеслава Прокофьева, каникулы детей организуются так, чтобы было максимально удобно взрослым. Обычно власти, желая предотвратить автомобильные пробки перед началом нового учебного года, делят страну на несколько "школьных зон", и тогда дата первого дня занятий зависит от "места прописки" учебного заведения. В одних это 1 сентября, в других - 10, 15 или даже 20 сентября. Работающим французам положен 5-недельный отпуск. Многие родители разбивают его, чтобы провести с детьми зимние, весенние и хотя бы часть летних каникул, длящихся два месяца. Кстати, во Франции у ребят, помимо субботы и воскресенья, на каждой неделе есть дополнительный выходной - среда. Специалисты подсчитали, что французские школьники отдыхают в среднем на 6 - 7 дней больше, чем российские.
Каникулярную систему Финляндии изучал наш собственный корреспондент Павел Волпянский. Там дети начинают учиться в середине августа, а заканчивают в первых числах июня. В какой день именно - решают местные власти. В этом году в Хельсинки учебный год закончился 4 июня, а, к примеру, в городе Йоэнсуу - 6 июня.
Самые продолжительные летние каникулы - у польских школьников. Как рассказал собственный корреспондент "Труда" в Варшаве Петр Бурак, начинаются они в конце мая, а заканчиваются лишь к 1 октября. Дети не в обиде на такое расписание. Старшеклассники используют четыре свободных месяца по максимуму. Сначала отправляются на заработки за рубеж: в Испании и Франции трудятся на овощных плантациях, в Швеции собирают на болотах клюкву, а уж потом, пополнив свой и семейный бюджеты, отдыхают.
Как видим, в трех странах из четырех, взятых нами наугад, летние каникулы действительно на месяц короче, чем в России. Так стоит или не стоит нам перенимать чужой опыт? На этот вопрос "Труда" отвечали медик, педагог и родитель.
Юрий ЛАПИН, заведующий лабораторией правовых проблем Центра здоровья детей РАМН:
- Сокращение летних школьных каникул, на мой взгляд, может нанести ущерб здоровью российских детей. Система, при которой школьники летом отдыхают три месяца, возникла не спонтанно, проверена десятилетиями. Во-первых, она принимает во внимание суровый российский климат, при котором не так много солнечных дней в году, а зима длится почти шесть месяцев. Во-вторых, учитывает школьные нагрузки и перегрузки, а также общий уровень физического развития и здоровья детей, который, к сожалению, год от года отнюдь не улучшается.
В 1989 году Советский Союз присоединился к Конвенции о правах ребенка, с 90-го года она действует на всей территории России. Там есть норма: при принятии тех или иных решений следует прежде всего руководствоваться интересами детей. Московскому правительству я бы советовал все-таки не перекраивать каникулы, не снижать заботу об укреплении здоровья детей, организации качественного питания в школах, создании спортивных клубов и секций, которых недостает.
Евгений ЯМБУРГ, директор московского лицея N 109, академик РАО:
- Прежде чем вводить перемены, нужно провести ряд исследований, в том числе и социологических. Буквально на днях я вернулся из Германии, могу засвидетельствовать - в июне дети действительно учатся. Но там - совершенно другой уклад, другой уровень жизни. К примеру, учителя в этой стране имеют статус государственных служащих, со всеми вытекающими последствиями - высокой зарплатой и отпуском продолжительностью в месяц. А наши учителя сами знаете, какие гроши получают. Поэтому для них 48-дневный оплачиваемый летний отпуск - мощнейший стимул для того, чтобы оставаться в профессии. Лишать педагогов чуть ли не единственного преимущества, которое у них есть по сравнению с представителями других специальностей, просто жестоко. Наверняка предлагаемое нововведение приведет к еще большему оттоку квалифицированных кадров из образования. И без того сейчас в Москве не хватает учителей иностранного языка, русского и литературы, химии, физкультуры.
Вообще я отнюдь не сторонник резких перемен в образовании. За десять последних лет ни одна реформа пока не привела к чему-нибудь путному. А усталость от нескончаемой череды новшеств у педагогов, родителей и детей уже накопилась немалая.
Павел КРУКОВСКИЙ, бизнесмен, отец двоих дочерей:
- Учеба для ребенка - напряженная работа. Порой с изумлением смотрю, как старшая дочь до двух часов ночи сидит над рефератом по истории, а потом берется за алгебру. Задают им каждый день на дом столько, что ни один взрослый не справится. А она, дисциплинированная и ответственная девочка, справляется. Но какой ценой! К концу учебного года ходит бледная, то и дело жалуется на головокружения. Если добавить нашей десятикласснице еще один месяц учебы, думаю, совсем сломается. Сейчас дети, мне кажется, слишком много времени проводят за учебниками, многие еще занимаются с репетиторами, ходят на подготовительные курсы. Умственные перегрузки страшные. В других странах средняя школа растянута на 13 - 14 лет, выходят из нее почти 20-летние дяди и тети. В таком щадящем режиме учиться, наверное, легче. А на наших детей только грузят и грузят знания, да теперь вот еще и большой кусок лета хотят отнять. Не надо бы...