ШАХТЕРСКИЙ ТУПИК

Администрация Тульской области добивается принятия правительственного постановления о национализации ОАО "Тулауголь". Соответствующие предложения уже направлены кабинету министров. Предполагается реализация такой схемы действий: признание документов о приватизации "Тулаугля" утратившими силу, ликвидация открытого акционерного общества, полное списание его долгов государству в размере 1,5 миллиарда рублей, создание государственного объединения "Тулауголь", то есть возвращение к положению, существовавшему до 1992 года.

Тем, кто знаком со сложившейся тупиковой ситуацией, эта схема на первый взгляд может показаться нереальной. Дело в том, что не так давно государственный пакет акций ОАО "Тулауголь" в размере 41 процента уставного капитала был продан ЗАО "Углеторг". Но после проведения аукциона покупатель от приобретения отказался. Согласно законодательству, прежде чем предпринимать какие-то последующие действия, нужно провести еще два аукциона. Если и они завершатся ничем, то ОАО "Тулауголь" должно быть признано банкротом, а затем распродано по частям.
Это - с одной стороны. Но с другой - действующие правовые документы не запрещают принять постановление об отмене результатов ваучерной (еще по Чубайсу) приватизации. Возникает вопрос: а кому это постановление нужно? В данном случае, как ни странно, всем заинтересованным сторонам: правительству, компании "Русский уголь" и администрации Тульской области.
Правительство. Именно оно было инициатором проведения в Российском фонде федерального имущества аукциона по продаже государственного пакета акций ОАО "Тулауголь". Расчет простой: отдать в частные руки почти обанкротившуюся производственную структуру, чтобы покупатель вернул ее полуторамиллиардный долг.
Затея провалилась. Несмотря на то, что госпакет ушел с молотка всего за 30 миллионов рублей, покупатель вскоре от него отрекся, вернув акции прежнему владельцу - государственной компании "Росуголь". Теперь правительство заинтересовано в национализации ОАО "Тулауголь", но лишь при условии, что вслед за ней последует продажа освобожденного от долгов объединения хотя бы за 1 миллиард рублей.
Компания "Русский уголь". Она владеет добывающими предприятиями в нескольких регионах страны. Именно по ее инициативе была создана фирмочка "Углеторг" с уставным капиталом в размере всего 10 тысяч рублей. Однако слабые вроде бы финансовые тылы не помешали ей сделать покупку аж за 30 миллионов. Ведь за спиной "Углеторга" стоял "Русский уголь". Сейчас, да и раньше тоже, крупной частной компании гораздо выгоднее приобрести "чистенькое" государственное объединение целиком, чем выплачивать полуторамиллиардный долг уже существующего ОАО "Тулауголь", тратя к тому же деньги на покупку еще как минимум 10 процентов акций общества на вторичном рынке ценных бумаг.
Это - чтобы завладеть контрольным пакетом. От приобретения добывающих предприятий Подмосковного угольного бассейна "Русский уголь" уже вряд ли откажется. Других покупателей "Тулаугля" до проведения аукциона и после него обнаружить не удалось. Компания об этом знает. Вывод: "Русский уголь" заинтересован в национализации, причем на том же, что и правительство, условии.
Администрация области. Ей принадлежит только 20 процентов акций ОАО "Тулауголь", поэтому управлять акционерным обществом местная власть не может. Кроме того, администрация вот уже несколько лет реализует план по продаже тульских предприятий фирмам, имеющим московскую, петербургскую или какую-нибудь иную, но не тульскую прописку. Проводя такую экономическую политику, местная власть избавляет себя от решения проблем проданных предприятий. Так что, говоря в данный момент о национализации, администрация подразумевает грядущую "неоприватизацию", рассчитывая на свою долю прибыли от проведения этого коммерческого мероприятия.
Рассказ о тупиковой для ОАО "Тулауголь" ситуации будет неполным, если не обозначить ее влияние на положение рядовых шахтеров. Заинтересованы ли они в национализации ОАО? Нет, не заинтересованы. Почему? Если бы "Русский уголь" приобрел госпакет акций (41 процент), то он был бы вынужден покупать недостающие до контрольного пакета ценные бумаги.
У него было бы два варианта: либо быстро приобрести 20-процентный пакет обладминистрации, либо выкупать акции у физических лиц. Это главным образом работники общества, которые владеют 39 процентами акций "Тулаугля". Администрация области, по, так сказать, идейным соображениям не продала бы "Русскому углю" свои акции. Ему пришлось бы выбрать второй вариант. Но для его реализации надо было бы вначале удовлетворить какие-то требования горняков: и долги по заработной плате погасить, и на решение социальных проблем раскошелиться.
Если же частная компания приобретет целиком предварительно национализированное общество, то от каких-либо обязательств перед его работниками она будет освобождена. Впоследствии не исключается принятие таких непопулярных мер, как сокращение штатов и отказ от содержания социальной инфраструктуры.
Пока никто не собирается спрашивать у трудового коллектива "Тулаугля": что делать с акционерным обществом, какую судьбу ему предначертать? Как в свое время никто не задал горнякам вопрос: а стоит ли проводить аукцион по продаже государственного пакета акций ОАО? Рядовых шахтеров просто вычеркнули из числа активных заинтересованных сторон. В результате и сложилась тупиковая ситуация.
КОММЕНТАРИЙ
В этом году должна завершиться реструктуризация угольной отрасли, которая продолжалась более десяти лет. За это время ликвидировано 177 убыточных шахт и 12 разрезов. Закрытие ряда угольных предприятий продолжается до сих пор, им на смену приходят экономически перспективные структуры. Безусловно, реформирование отрасли - процесс болезненный: с начала реструктуризации по сегодняшний день кадровый состав в угольной промышленности сократился с 1 миллиона 100 тысяч до 500 тысяч человек. Более 170 тысяч шахтеров вынуждены были сменить профессию.
Многие шахты стали рентабельными. Это объясняется прежде всего тем, что сюда пришли собственники, которые умеют видеть экономическую перспективу. Сегодня 80 процентов угольных предприятий - в частных руках, чуть больше 15 - в смешанной собственности (государственно-частной), 4 - в федеральной и менее одного процента в муниципальной собственности. Анализ показывает, что наиболее эффективно работают частные компании. Поэтому говорить о деприватизации или национализации предприятий по меньшей мере неразумно.
Иван МОХНАЧУК, председатель Российского профсоюза угольщиков.