Почему же этот праздник так особенно почитаем и любим православными христианами? Почему именно он чтится столь горячо, и богослужения в его честь совершаются в наших храмах так торжественно?
Прежде всего само название праздника - день Святой Троицы - свидетельствует о том, что здесь прославляется Сам Бог, открывшийся миру как именно Троическая полнота любви к Своему творению, любви, являемой нам Богом-Отцом, Богом-Сыном и Богом-Духом Святым.
Кроме того, именно в день Пятидесятницы человек - в лице Богоматери и апостолов - не только узнал о существовании Трех Божественных Лиц, но и опытно познал преображающую и животворящую благодать сошедшего на него Духа Святого. До этого люди лишь слышали о Духе - ведь Его обещал послать им по Своем Вознесении Христос. Теперь же обещание Спасителя оказывается выполнено. Происходит личное "знакомство" с Тем, о Чьем приближении так много говорилось прежде. Каждый из находившихся в день Пятидесятницы в горнице получил личный дар освящающей Божественной силы - "благодати Святого Духа".
Вместе с тем этот дар стал основанием и залогом еще и того сверхличного единства, той полноты совместной жизни в Боге всех христиан, что именуется Православной Церковью. Именно сошествие Святого Духа считается моментом ее основания, и потому вполне естественно, что день Пятидесятницы зачастую даже называют "днем рождения" христианской Церкви. Прославляя Пресвятую Троицу, Православная Церковь тем самым одновременно отмечает и свой собственный "юбилей".
Для многих из нас слова "день рождения" связываются с такими сопутствующими этому празднику обычаями, как торт со свечами, цветы, подарки, тосты за здоровье и процветание юбиляра. И, как это не покажется удивительно, в Церкви легко найти всему этому немало различных внешних параллелей. Здесь присутствует и предписанная уставом праздничная трапеза, и свечи (правда, не на столе, а в храме), и зеленые березки, не менее яркие, чем подарочные букеты, и молитвенные пожелания святой и спасительной жизни, и взаимные поздравления.
Однако следует помнить о том, что любой церковный праздник по своей духовной сути коренным образом отличается от привычных нам праздников "светских", житейских. Точно так же и суть "дня рождения" Церкви весьма отличается от юбилеев наших родных и близких.
Если праздник дня рождения любого человека - это лишь дань памяти более или менее давно прошедшего и навсегда уже оставшегося в прошлом, то религиозные праздники, по убеждению самой Церкви, - это отнюдь не просто некие благочестивые "воспоминания" о замечательных и великих событиях, имевших некогда место в духовной жизни человечества... Церковные праздники приобщают верующих к той реальности, что стоит за тем или иным христианским торжеством.
Всякий христианин в такие дни призывается к соприсутствию при вспоминаемых Церковью библейских событиях, к личному переживанию радостей и скорбей, связанных с давно, казалось бы, минувшими днями Священной истории. Церковный праздник - есть всегда актуализация празднуемого религиозно-исторического факта, вновь становящегося реальностью сегодняшнего дня. На Рождество в Церкви звучит: "Днесь (т.е. сегодня) Христос рождается в Вифлееме", в праздник Богоявления: "Днесь освящается вод естество", при Пасхальном торжестве: "Днесь Христос, смерть поправ... воскресе от гроба". Церковь не живет воспоминаниями о вчерашнем дне, но для нее праздничная радость есть всегда радость "днесь", как реальное и непрекращающееся богообщение.
Празднуя Пятидесятницу, православные христиане также соучаствуют в тех новозаветных событиях. Они тоже соприсутствуют и сорадуются с Богоматерью и апостолами в древнем Иерусалиме, являясь свидетелями рождения Церкви Христовой. Кроме того, всякий православный христианин так радуется в этот день еще и потому, что и он в своей жизни опытно пережил такое же сошествие Святого Духа.
Как некогда - в день Пятидесятницы - Божественная благодать оказалась дарована апостолам, так и ныне, сегодня, в христианской Церкви существует подающее эту благодать особое таинство (одно из известных семи таинств Православной Церкви) - миропомазание, обычно совершаемое непосредственно вслед за таинством крещения. Ни один человек не может достичь духовного спасения лишь собственными силами. Как новорожденному младенцу, для того чтобы не умереть, но жить, необходима способствующая его физическому росту пища, так и человеческой душе необходима подающая ей силы для возрастания и укрепления в Боге благодать Святого Духа. С помазанием особым благовонным составом (он именуется "миро") отдельных частей человеческого тела на крещаемого нисходит благодать Святого Духа, равная той, что сошла в день Пятидесятницы на учеников Спасителя. Она-то и подает христианам силы возрастать и совершенствоваться в духовной жизни. Именно поэтому таинство миропомазания зачастую называют "личной Пятидесятницей" каждого христианина.