Очередная катастрофа канула в историю, как автобус в Мойку?
О том, что с общественным транспортом в Петербурге большая беда, писано-говорено на сто лет вперед. Множество случаев воспламенившихся лазурных автобусов, череда смертельных ДТП — с уснувшим водителем, с отказом тормозов на фирменном трамвае «Довлатов», похоже, на чиновников не производили должного впечатления. Только когда автобус среди бела дня в центре города на глазах десятков людей валится в Мойку и топит своих пассажиров, это наконец становится ужасной сенсацией.
Власти города немедленно обвинили в произошедшем водителя. В комитете по транспорту заявили, что он не справился с управлением при повороте с Большой Морской улицы на Поцелуев мост. И вот 44-летний уроженец Таджикистана и гражданин России Рахматшох Курбонов задержан. Возбуждено уголовное дело, виновному грозит до семи лет лишения свободы.
На суде водитель заявил, что не отдыхал несколько дней. Последний раз пришел домой в пять утра после 20-часовой смены, а уже в половине восьмого его вновь вызвали на работу. Начальство Курбонова вдохновенно врало, что все было по правилам, что он попал в аварию «на пятом часу работы». Эти утверждения сразу же опроверг Следственный комитет, возбудив уголовное дело и в отношении начальника автоколонны Джахангира Халилова, который не обеспечил нормальный режим труда и отдыха.
Прошел обыск в ООО «Такси», которое отвечает за городской маршрут № 262. Допрошены ответственные лица, изъята документация.
В отличие от семерых трагически погибших, неприятные подробности всплыли моментально. При постановке на рейс Курбонов обнаружил, что ему достался автобус с неисправным поворотником. Пересел на другой, но там ему не понравилась работа тормозов. Однако это почему-то не стало причиной обращения в ремонт. Конечно, «безотказность» и выход в рейс с неисправными тормозами — это не ошибки, это преступления, за которые придется ответить. В конце концов Курбонов все-таки признал свою вину в гибели людей, из восьми пассажиров семеро захлебнулись в салоне. Сам водитель спасся, причем не открыл двери автобуса для пассажиров.
В первые же минуты на помощь бросились люди из проезжавших автомобилей и проходивших мимо катеров. Но вода мгновенно заполнила салон. Когда очевидцы аварии добрались до автобуса, на крыше сидел водитель, который выплыл первым и пытался открыть люк. Это не сразу удалось даже тем, кто прибыл на помощь. Из пассажиров чудом выжить удалось лишь 56-летнему Александру Тверитневу, доставленному в противошоковую палату горбольницы в тяжелом состоянии. Он сумел найти воздушный пузырь под потолком автобуса, но супруга, которую он держал за руку, а потом потерял в мутной воде, погибла.
А вот что рассказала женщина, которая вышла из автобуса за 5-10 минут до трагедии: «Автобус он вел очень резко, грубо. Общался с кем-то по видеосвязи». Если водитель понимал, что с тормозами беда, то зачем превысил скорость вдвое выше положенной? Пять раз его штрафовали за нарушения ПДД за последний год. Дважды — по статье «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием», за езду по обочине, за проезд на красный свет, за то, что не уступил дорогу машине. Все это обошлось ему штрафом в 5 тысяч рублей. Лет 20 назад уже при третьем нарушении у него отобрали бы права на год с последующей пересдачей экзаменов и прохождением медкомиссии...
В ходе следствия выяснилось, что водитель упавшего в Мойку автобуса оказался хозяином «резиновой» квартиры. Рахматшоха Курбонова обвинили в организации незаконной миграции. Только в феврале — марте 2024 года он зарегистрировал по своему адресу десятки граждан Таджикистана. Фиктивную постановку на учет в принадлежащей ему квартире осуществлял за деньги. Два года назад он получил гражданство РФ в Оренбурге, а уже в начале этого года выступал принимающей стороной для гастарбайтеров. Возбуждено еще одно уголовное дело — о фиктивной постановке на учет мигрантов...
И это только первые шаги следствия. Через день гендиректора ООО «Такси» обвинили в фальсификации документов. В январе 2023 года 49-летний Павел Кузнецов согласился стать фиктивным руководителем фирмы. В его отношении возбуждено уголовное дело о фальсификации Единого государственного реестра юридических лиц, куда были внесены его данные как гендиректора. Кузнецов предоставил в налоговую документы, содержащие заведомо ложные сведения о нем как об учредителе и о руководителе, ведь фактического участия в деятельности компании он не принимал. Пока зиц-председателя отпустили под подписку о невыезде. Итак, гендиректор — подставное лицо. А кто же бенефициар этой компании с уставным капиталом в 10 тысяч рублей?
За последние два года районные суды Петербурга привлекали ООО «Такси» к административной ответственности за работу водителей без лицензии 23 (!) раза. На фирму наложены штрафы на общую сумму 3,6 млн рублей. Как вообще такая мутная контора получила госзаказ на перевозки людей? Почему власти заключили с ней семь контрактов на перевозки в 2022-2027 годах на сумму около 4 млрд? Очевидно, что ответственность за погибших и пострадавших не только на горе-водителе и лже-директоре транспортной компании, но и на чиновниках, которые подписывали им разрешения, игнорировали нарушения и штрафы.
В рамках реформы, на которой настаивал Смольный, с 1 апреля 2022 года Петербург перешел на новую модель транспортного обслуживания, когда все «коммерческие» маршруты перевели на «социальные». Вот только за рулем остались те самые водилы, что раньше работали на маршрутках. Правила дорожного движения они толком не знают, проехать на красный для них — ерунда, подрезать конкурента, чтобы первым подъехать к остановке, — легко! Теперь еще и утопили людей.
В злосчастном автобусе погиб доктор медицинских наук, профессор Алексей Владимирович Храмов, преподававший семь дисциплин, в том числе «Анатомию и физиологию центральной нервной системы», «Защиту в чрезвычайных ситуациях», «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности». СПбГУ скорбит по погибшей Тамаре Александровне Горчаковой, филологу, которая, находясь на пенсии, продолжала сотрудничать с университетом.
Транспортная реформа пересадила водителей на лазурные автобусы производства Volgabus и МАЗ, которые часто горят. Пока, к счастью, водители успевали открыть двери пассажирам. Буквально за четыре дня до трагедии на Мойке лазурный автобус не рассчитал расстояние и снес остановку общественного транспорта. Она, в свою очередь, пробила лобовое стекло МАЗа. В полиции рассказали, что водитель рейсового автобуса перепутал газ с тормозом и въехал в остановку. Пока все внимание было приковано к аварии на Мойке, в городе снова заполыхал лазурный. А потом презентовали новую серию самовоспламеняющихся автобусов. Власти упорно демонстрируют невменяемость? Во время двухчасового выступления — отчета перед общественностью во вторник, 14 мая, губернатор Александр Беглов не обмолвился ни о проблемах с автобусами, ни о трагедии на Мойке.
Когда в самом начале транспортной реформы несколько автобусов на трассе сгорели дотла, ответственность в Смольном сразу возложили на производителя — Минский автозавод. На что президент Белоруссии Александр Лукашенко ответил так: «У нас же автобусы в других регионах не горят. А почему Питер? Потому что какая-то частная компания, люди, которые никогда не видели автобусов, взяла на себя обслуживание. А это надо не только вовремя гайку закрутить, но осмотр должен быть перед выездом постоянно. Всего этого не было».
После трагедии на Мойке петербуржцы обратились к главе СК с призывом проверить других городских перевозчиков. Александр Бастрыкин просьбу услышал и поручил провести проверку. А губернатор в это время в Смольном раздавал награды тем, кто бросился спасать тонувших людей. Вручил знаки отличия «За доблесть в спасении» и наградные часы капитанам катеров и автомобилистам, оказавшимся на месте происшествия. Беглов поблагодарил отличившихся и поклонился им, поблагодарил их родителей за воспитание детей. О помощи родственникам погибших ничего сказано не было.
Страховая компания «Ингосстрах» сообщила, что родственникам погибших выплатят по 2 млн рублей. Так полагается по действующему законодательству.
Глава Международной ассоциации бокса Умар Кремлев наградил трех уроженцев Дагестана, которые бросились в ледяную воду, чтобы спасти людей. Президент IBA сообщил в телеграм-канале, что они получили по 3 млн рублей. Героев должны знать в лицо! Награды за смелость удостоились Идрис Гаджиев, Шахбан Джабраилов и Мухаммад Гасанов. Без сомнения, все, кто принимал участие в этой спасательной операции, достойны внимания и поощрений. Но спасти-то удалось лишь одного, водитель выплыл сам...
«Мы сегодня с вами тоже герои, потому что помогаем нашим воинам, которые принимают участие в специальной военной операции. Сегодня Россия ведь не воюет с украинцами, американцами, англичанами, французами — нет. Сегодня Россия воюет с мировым злом», — отметил Беглов, награждая отличившихся в аварии. Боюсь спросить, кого он имеет в виду под мировым злом при затоплении автобуса с горожанами?
4 апреля 2004 года в Петербурге 70-летний Борис Гидаспов, бывший глава Смольного, спас жизни нескольким утопающим. В тот день наперерез его автомобилю на большой скорости вылетел красный «мицубиси» и, пробив ограждение на мосту, рухнул в Фонтанку. Гидаспов выскочил из своей помятой машины, скинул куртку и сиганул с моста в ледяную воду. Всего несколько минут понадобилось Борису Вениаминовичу, чтобы вытащить на берег трех тонущих женщин и ребенка, которого течением вместе с остатками апрельского льда уносило по реке. Пострадавшие отделались легкими ушибами и сильным испугом, самостоятельно отправились по домам, а лихачку увезли на скорой. Пока спасатели поднимали машину из воды, насквозь промокший бывший питерский градоначальник давал показания гаишникам. Те просто обалдели, когда увидели, кто оказался героем.