На афише «Таганки» - вновь одно из культовых любимовских названий
В Театре на Таганке вновь зазвучало знаковое для него название «Деревянные кони». Полвека назад так была озаглавлена постановка Юрия Любимова по повестям Федора Абрамова, которая сразу стала знаменитой. Сейчас спектакль на основе того же материала поставила режиссер Светлана Землякова — и доказала, что сюжеты большого русского писателя-деревенщика и сегодня способны волновать зрителей.
Популярность спектакля 1974 года вполне понятна, и не только личность прославленного режиссера тому причиной. Само содержание книг Абрамова было чрезвычайно злободневным в пору ликвидации «неперспективных» деревень, а многие еще помнили и коллективизацию, сцены которой, впрочем, театру тогда не удалось отстоять у цензоров. Да и две главные роли играли прекрасные актрисы Алла Демидова и Зинаида Славина.
Сегодня «деревенская» тема вроде бы не столь актуальна. Но спектакль Земляковой задевает за живое — яркостью характеров, пронзительностью судеб главных героинь. Их две: пожилая Василиса Милентьевна в первом акте и Пелагея — во втором. Обе — из тех русских женщин, что коня на скаку остановят, в горящую избу войдут. А еще они редкие труженицы — черта, которую крайне высоко ценит Абрамов. Хотя в остальном — больше различий, чем общего. Милентьевна кротка как овечка и патриархальна — но добрую ли службу сослужила ей эта черта? Родители выдали замуж без любви, которая с годами так и не появилась — однако верность супругу Василиса хранила всю жизнь. И дочери Санюшке, отправленной в годы войны на лесозаготовки, наказала пуще всего беречь девичью честь. А девушка не убереглась и, побоявшись показаться на глаза матери, беременной покончила с собой недалеко от родительского дома. В спектакле рвет душу момент, когда в воображении пожилой героини ее Санюшка оживает и ведет за руку по бревнышку белокурую малютку — свою так и не родившуюся дочку. Милентьевну вдохновенно играет Елена Оболенская — актриса средних лет, и хорошо, что ее не стали искусственно состаривать с помощью грима, ведь на сцене речь часто заходит о молодых годах героини.
А вот пекариха Пелагея (Александра Басова) по характеру скорее волчица и, кажется, в любой момент готова зубами вырвать себе счастье. В молодости она не упустила возможность выбиться из доярок и получить свое «хлебное» место через постель большого начальника, хотя мужа Павла любила и ни до, ни после ему не изменяла. И юную неопытную дочь Альку Пелагея практически толкает в объятия, как ей кажется, перспективного жениха, офицера и профессорского сына Владислава Сергеевича (Андрей Попов). Но тот оказался не очень хорошим человеком, к тому же алиментщиком, жизнь девушки в городе с ним не складывается, и это страшный удар для матери.
Собственно, задорная Алька — еще одна, третья героиня в спектакле, хотя ее история рассказана не до конца. Но судьба этой девушки также знаменует собой трагедию деревни, которую во второй половине ХХ века навсегда покидали молодые, красивые и сильные ее обитатели. Альку играет Анастасия Лазукина, вошедшая в труппу театра в прошлом году и с тех пор успешно исполняющая главные роли в нескольких спектаклях.
В «Деревянных конях» хороши и многие второстепенные персонажи — например, смешная старуха-пьяница и попрошайка Маня Большая (Анастасия Захарова), добросердечный муж Пелагеи Павел (Максим Михалев), его неудачливая сестра Анисья — задорная, но с тоскливыми глазами (Антонина Комиссарова).
Символично, что нынешнюю постановку оформил Александр Боровский — сын Давида Боровского, художника любимовского спектакля. На сцене — частокол и лавочки: в разговорах сидящих на них деревенских жителей проходит почти весь довольно статичный первый акт. Зато в гораздо более динамичном втором Алька и Владислав Сергеевич даже убегают вглубь зала, комично изображая сцену купания. И прекрасная грешная молодая Пелагея возносится над забором на прислоненной к нему доске, а потом мы видим женщину издали со спины обнаженной, и тут поклонники любимовской «Таганки» наверняка вспомнят подобный эпизод в культовом спектакле «Мастер и Маргарита».
Постановка о вымирающем деревенском мире и непростых судьбах его людей предлагает задуматься о том, куда утекает жизнь и на что мы ее тратим. Но все-таки точку в спектакле ставит надолго запоминающийся светлый эпизод о любви. В воспоминаниях Анисьи ее умерший брат Павел силу своего чувства к Пелагее, вечно мучившейся от жажды, показывает, принося ей множество ведер с питьевой водой и заставляя ими всю авансцену...