Выпьем и снова нальем?

Последствия принятых в 2009 году мер по борьбе с пьянством и алкоголизмом как-то незаметны

15 мая 1985 года Верховный Совет СССР принял указ «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Самая масштабная советская антиалкогольная кампания продлилась всего три года, но успела заметно отрезвить нацию и поднять рождаемость. В 2009-м в России был принят аналогичный документ, однако не наблюдается ни оздоровления населения, ни даже самой кампании.

Указ Верховного Совета застал меня у родственников. Вокруг веранды деревянного дома в траве уже вовсю цвели одуванчики. Через покосившийся забор было видно спину пожилого соседа, наполовину нырнувшего в раскрытую дверь бани, откуда доносился сладковато-противный запах сивухи. Цыганская поляна, пригород Уфы, отличалась редкой по советским временам свободой нравов.

В этот момент с улицы вошли возбужденные взрослые.

— Давно пора с пьянством покончить, а то сколько людей свела в могилу эта проклятая водка! — не скрывала радости тетя Вера.

— Ну а как жить без ста грамм с устатку? — возражал почерневший с лица дядя Коля. — Да не верю — не выйдет ничего!

Время показало, что отчасти сбылись ожидания обеих сторон. Антиалкогольная кампания продлилась три года, после чего была тихо спущена на тормозах. Резкое сокращение продаж спиртного пробило дыру в бюджете, которую при падающих ценах на нефть не было возможности залатать. Однако и за это время в стране резко выросла рождаемость — примерно на полмиллиона в год. Правда, молдаване жаловались, что у них, как и в Крыму, пустили под бульдозер многие виноградники, а в деревнях, несмотря на репрессии, процветало самогоноварение. Тем не менее пропагандистская машина работала, и не только бабы и школьники, но даже пьющие мужики осознавали, что употреблять нехорошо и даже стыдно.

Наконец, пристрастие к спиртному очень ощутимо било по карману. Спустя год после начала антиалкогольной кампании водка подорожала вдвое, да за такой еще надо было в очереди постоять. Так реальность познакомила привычных к дефициту советских людей еще и с инфляцией, которую до тех пор они видели на обложках журнала «Крокодил» в виде карикатур на злокозненных империалистов.

Тем не менее свое главное дело антиалкогольная компания сделала: потребление крепких напитков в стране сократилось с 13,9 литра ликероводочных изделий на человека в год в 1984 году до 6 литров в 1988-м. В итоге средняя продолжительность жизни мужского населения, особо склонного к возлияниям, увеличилась почти на три года.

Грех было не вспомнить этот исторический опыт новой власти, для которой демографическая проблема стала головной болью. В 2009-м были приняты «Основные направления государственной политики до 2020 года». Ее ключевые моменты во многом повторяют советский опыт: введение административных наказаний за распитие спиртных напитков в общественных местах, практика ограничения времени продажи, а также ежегодное существенное повышение цен.

Однако эти меры буксуют. По оценкам экспертов, потребление алкоголя на душу населения вплотную приблизилось к уровню 1984 года. Вследствие нездорового образа жизни, включая вредные привычки, естественная убыль населения плавно нарастает и, по самому оптимистичному из трех сценариев Росстата, достигнет к 2030-му планки 0,9% населения в год.

Возможно, дело в том, что упомянутые меры применяются в гораздо более мягком варианте? А может, правительство, вспоминая печальные финансовые итоги советской антиалкогольной кампании, просто опасается нанести ощутимый урон бюджету?

Голос

Павел Шапкин, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики

— У меня есть ответ на вопрос, почему правительство проигрывает борьбу с зеленым змием. Наше государство не проводит фактически никакой эффективной антиалкогольной пропаганды. Скажем, в 2012-м на рекламу здорового образа жизни было направлено из госбюджета 800 млн рублей, а в этом году направляется еще меньше — 520 млн. Для сравнения приведу другие цифры: в том же 2012-м акцизы на алкоголь выросли на 27% и принесли в казну 245 млрд рублей — это не считая других налоговых поступлений от торговли спиртным. Получается, расходы на пропаганду антиалкогольной кампании составляют ничтожные доли процента от доходов от его реализации. При этом во многих регионах власти предоставляют дотации местным производителям, стимулируя выпуск ликероводочной продукции. Некоторые винзаводы получают до 90% собираемых с них налогов обратно. В результате с 2009-го по 2012-й употребление спиртного выросло в стране с 129,6 до 130,6 млн декалитров в год в пересчете на чистый спирт, хотя по планам должно было сократиться на 15% за этот период. Я не представляю, как в таких условиях будет выполнена задача правительства сократить потребление спиртного на 55% с 2009-го до 2020 года.