Последствия принятых в 2009 году мер по борьбе с пьянством и алкоголизмом как-то незаметны
15 мая 1985 года Верховный Совет СССР принял указ «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Самая масштабная советская антиалкогольная кампания продлилась всего три года, но успела заметно отрезвить нацию и поднять рождаемость. В
Указ Верховного Совета застал меня у родственников. Вокруг веранды деревянного дома в траве уже вовсю цвели одуванчики. Через покосившийся забор было видно спину пожилого соседа, наполовину нырнувшего в раскрытую дверь бани, откуда доносился сладковато-противный запах сивухи. Цыганская поляна, пригород Уфы, отличалась редкой по советским временам свободой нравов.
В этот момент с улицы вошли возбужденные взрослые.
— Давно пора с пьянством покончить, а то сколько людей свела в могилу эта проклятая водка! — не скрывала радости тетя Вера.
— Ну а как жить без ста грамм с устатку? — возражал почерневший с лица дядя Коля. — Да не верю — не выйдет ничего!
Время показало, что отчасти сбылись ожидания обеих сторон. Антиалкогольная кампания продлилась три года, после чего была тихо спущена на тормозах. Резкое сокращение продаж спиртного пробило дыру в бюджете, которую при падающих ценах на нефть не было возможности залатать. Однако и за это время в стране резко выросла рождаемость — примерно на полмиллиона в год. Правда, молдаване жаловались, что у них, как и в Крыму, пустили под бульдозер многие виноградники, а в деревнях, несмотря на репрессии, процветало самогоноварение. Тем не менее пропагандистская машина работала, и не только бабы и школьники, но даже пьющие мужики осознавали, что употреблять нехорошо и даже стыдно.
Наконец, пристрастие к спиртному очень ощутимо било по карману. Спустя год после начала антиалкогольной кампании водка подорожала вдвое, да за такой еще надо было в очереди постоять. Так реальность познакомила привычных к дефициту советских людей еще и с инфляцией, которую до тех пор они видели на обложках журнала «Крокодил» в виде карикатур на злокозненных империалистов.
Тем не менее свое главное дело антиалкогольная компания сделала: потребление крепких напитков в стране сократилось с 13,9 литра ликероводочных изделий на человека в год в 1984 году до 6 литров в
Грех было не вспомнить этот исторический опыт новой власти, для которой демографическая проблема стала головной болью. В
Однако эти меры буксуют. По оценкам экспертов, потребление алкоголя на душу населения вплотную приблизилось к уровню 1984 года. Вследствие нездорового образа жизни, включая вредные привычки, естественная убыль населения плавно нарастает и, по самому оптимистичному из трех сценариев Росстата, достигнет к
Возможно, дело в том, что упомянутые меры применяются в гораздо более мягком варианте? А может, правительство, вспоминая печальные финансовые итоги советской антиалкогольной кампании, просто опасается нанести ощутимый урон бюджету?
Павел Шапкин, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики
— У меня есть ответ на вопрос, почему правительство проигрывает борьбу с зеленым змием. Наше государство не проводит фактически никакой эффективной антиалкогольной пропаганды. Скажем, в