Галстуки стали косынками

90 лет назад в СССР появились пионеры

Я терпеть не могла маршировать строем и драть глотку речовками, и мне было очень жаль одноклассника Сережу Бревнова, которого исключили из пионеров за то, что он нахватал двоек и остался на второй год.

Но я обожала собирать металлолом, когда мы, «бэшки», всем классом как саранча обшаривали окрестности в поисках ненужных железяк, а потом волокли их к весам, чтобы утереть нос зазнайкам «ашкам». И точно никогда не забуду походы в горы — у каждого поколения свое пионерское детство.

Есть оно и у нынешних школьников. И пионерские организации, кстати, тоже остались. Преемником Всесоюзной пионерской организации имени Ленина с 1990 года стал Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций, объединяющая несколько сотен региональных общественных объединений и десятки зарубежных организаций. Правда, чтобы увлечь современную молодежь, уже недостаточно одного объединения.

Накануне юбилея мы побеседовали с Татьяной Ворониной, председателем воронежской детской организации «Молодое поколение за безопасность движения».

— Не все детские организации, которые входят в состав союза, называются пионерскими. Почему?

— Наверное, потому что существует большой разброс в направлениях деятельности. Каждый выбирает то, что ему ближе, но цель-то у нас все равно одна — мы даем возможность детям реализоваться, найти себя. Например, наша организация выросла из движения юных инспекторов движения. Пусть мы и не пионеры, но нас многое объединяет, в частности, атрибутика — галстуки (мы называем их косынками), флаги, речовки. Многое мы позаимствовали у пионеров. Кстати, девиз нашей организации был придуман еще в 1985 году: «Учиться — на „пять“, трудиться — на „пять“, родную страну на „пять“ защищать».

— Думаю, педагогам уже не удастся заставить нынешних школьников делать что-то из-под палки, придется заинтересовывать...

— Разумеется. Мы понимаем, что кому-то из детей важно сделать что-то полезное: помогать ветеранам, высаживать деревья. Для кого-то важна внешняя сторона — построения, речовки, марш-броски. А кто-то просто плывет по течению — и мы это учитываем. Потому и должно быть много детских движений, чтобы ребята сами могли выбрать то, что им интересно.