Недавно президент РФ Дмитрий Медведев назвал вызывающей ситуацию с тарифами на электроэнергию и потребовал не допустить их существенного роста для потребителей.
В апреле
Президент обеспокоен тем, что увеличение тарифов на электроэнергию может стать угрозой росту национальной экономики. Ведь с 2000 года цены на электроэнергию выросли более чем в три раза. Почему увеличение шло такими бешеными темпами?
По мнению академика РАЕН, доктора экономических наук, профессора Владимира Непомнящего, виной всему — провалившаяся реформа электроэнергетики, в ходе которой все генерирующие, сетевые и энергосбытовые подразделения бывшей Единой энергетической системы (ЕЭС России) стали самостоятельными компаниями. По замыслу реформаторов, большое количество якобы независимых друг от друга генерирующих компаний должно было создать основу для их конкуренции и обеспечить снижение цены на электроэнергию на оптовом рынке (для предприятий).
Одновременно усиление конкуренции при реализации электроэнергии за счет большого количества энергосбытовых компаний могло помочь снизить цену на розничных рынках (для населения). На практике сделать этого не получилось. Рост тарифов произошел во всех секторах электроэнергетической системы. Так, электроэнергия гидроэлектростанций (ГЭС) (расчеты сделаны на примере
Компании, занимающиеся передачей, распределением и сбытом электроэнергии, тоже не стеснялись залезать в карман потребителя. Рост тарифов здесь тоже опережал рост себестоимости работ.
Главный аргумент, который приводят собственники энергетических компаний, требуя у государства разрешения на повышение тарифов, — необходимость инвестиций в отрасль. Мол, деньги нужны для модернизации уже имеющихся мощностей и строительства новых. Но, по мнению эксперта Института проблем естественных монополий Булата Нигматулина, стоимость большинства инвестиционных проектов завышена на 20–70%, а часть их (например, строительство дорогостоящих АЭС и ГЭС вместо реконструкции существующих ТЭЦ) и вовсе нелогична. В чей карман уйдут эти сверхзатраты?
Кроме того, многие «энергостройки» так и не начаты. Новые мощности должны были ввести в строй к началу 2010 года, но, прикрываясь кризисом, компании отложили расходы на них. Мол, зачем вырабатывать дополнительную электроэнергию, если нет новых потребителей. Между тем стоимость этих работ потребители в тарифах уже оплатили! Куда ушли эти деньги — вопрос открытый. Впрочем, ответ на него можно найти, посмотрев, как распоряжались прибылью некоторые энергетические компании. Так, компания
Еще одна лазейка, позволяющая энергокомпаниям залезать в карман потребителей, — действующая методика расчета тарифа. Его рассчитывают предварительно. Производители и поставщики примерно подсчитывают, на сколько подорожают их услуги в следующем году, и представляют эти данные в тарифную комиссию. Понятно, что рост расходов при этом зачастую преувеличивается. Кроме того, себестоимость выработки или доставки электроэнергии у компании может увеличиться, к примеру, с 1 июня следующего года, а квитки с новыми тарифами потребители получат уже 1 января.
Как пояснил член экспертного совета по электроэнергетике при Федеральной антимонопольной службе академик РАЕН Валерий Овсейчук, кроме затрат на производство к тарифам добавляют прогноз инфляции целиком за год. То есть при январской инфляции в 2,3% потребители в этом месяце в своих квитках оплатят годовое увеличение цен — 5–6%.
Избежать подобного абсурда можно, если взять на вооружение зарубежный опыт. В Европе и США изменять тарифы можно не раньше 1 июля, когда уже подведены итоги прошедшего года и
Для снижения тарифов на электричество Непомнящий предлагает еще несколько кардинальных решений. Одно из первых — восстановление централизованного регулирования оптовых и розничных тарифов на электроэнергию. Сегодняшняя система управления отрасли, в том числе и со стороны профильных министерств, ведомств и госкорпораций, малоэффективна. Также предлагается разработать и внедрить нормы распределения чистой прибыли. То есть четко прописать, сколько компании должны направить на инвестиции, дивиденды, вознаграждения членам советов директоров и прочее. Еще одно предложение — ограничить непрофильную деятельность энергетических компаний. Этo, кстати, хорошее предложение и для других монополий. Ну не должны потребители втридорога платить за свет или газ только потому, что та или иная монополия купила очередную футбольную команду!
Кроме того, необходимо пересмотреть в сторону снижения сметные нормы и расценки капитального строительства в электроэнергетике.
Если бы предлагаемые меры были приняты пять лет назад, тариф на электроэнергию на оптовом рынке можно было бы снизить на 49,8% (вместо 1,220 рубля за