КТО УКРАЛ 24 МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ

ПИСЬМА УЗНИКОВ ПЕТРОПАВЛОВКИ
Конституционный суд России переезжает в здания бывшего

ПИСЬМА УЗНИКОВ ПЕТРОПАВЛОВКИ
Конституционный суд России переезжает в здания бывшего Сената и Синода в Санкт-Петербурге. Это бывший дом Российского госисторического архива (РГИА). Ради переезда власти не поскупились: построили архивистам новое здание, оснащенное техническими новинками. Один перевоз документов шел год и стоил до полумиллиона рублей. А перед дорогой были сделаны фильмокопии фондов РГИА... Такую заботу государства - да лет на 15 бы пораньше! И не для передачи престижных зданий чиновникам, а ради сохранения национального достояния... Глядишь, и не случилось бы этой грустной истории.
Все началось в 1995 году, и совсем с другого дела. В архиве тогда недосчитались материалов из фонда Петропавловской крепости. Забили тревогу.
Из фонда N 1280 РГИА были похищены конверты, письма и открытки узников, купоны денежных переводов для заключенных Шлиссельбургской крепости. Пропажа оценивалась в $20 000.
Оперативники, прикинувшись филокартистами (собиратели открыток), у магазина, где собирались коллекционеры, интересовались марками и штемпелями Петропавловской крепости. Поиски привели к перекупщику ворованных документов. У того нашли лишь 200 листов. Он уверял, что приобрел их у вузовского преподавателя. "Доцент" же ударился в бега. При обыске в его квартире обнаружили один очень старый документ.
Это был вовсе не конверт из Петропавловки...
"КУПЛЮ АРХИВЫ"
Загадочную бумажку сыщики принесли в РГИА. Там признали в милицейском улове... императорский указ из самого ценного фонда архива! Началась масштабная проверка.
Главный хранитель архива Ольга Амосова:
- Обнаруженное повергло нас в ужас. Пачки листов были вырезаны или даже вырваны... Мы недосчитались более 5000 листов из самых ценных фондов. В похищенном не было системы. Преступники охватили период от Петра I до начала нашего века... Были утеряны целые исторические пласты. Эти документы существуют в единственном экземпляре. Чтобы были понятны масштабы беды, поясню: содержимое наших фондов дает исследователям уникальную возможность понять логику событий, связанных с воцарением того или иного императора, выяснить, каково было личное состояние членов правящей династии, понять систему государственной и придворной службы в разные периоды истории, уточнить особенности института фаворитов...
Из РГИА было похищено 57 дел, 4021 документ и один образец пуговицы на общую сумму $24 062 094.
Зацепок по пропавшим документам у сыщиков не вырисовывалось. И тут они вспомнили о мелькавших объявлениях, состоявших из двух слов - "куплю архив" - и номера телефона. Объявления давал Владимир Файнберг, владелец одного из питерских антикварных магазинов. Персонаж, еще с 1980-х годов известный правоохранителям в связи с другой кражей, но тоже из РГИА.
Файнберг Владимир Мейлевич, 1955 г. р., водитель спецавтобазы Ленжилуправления. В конце 1980-х судим за хищение из ЦГИА документов: 6 лет с конфискацией имущества. Освобожден досрочно. В середине 1990-х арестован по делу об украденных из РГИА указах. Считается организатором этого преступления. Был отпущен под залог. Сбежал в Израиль.
ЛЮБИТЕЛЬ МАРОК
Коньком Файнберга были старые письма и открытки. Когда он в 1984 году впервые "занялся" РГИА, ему было около 30, хотя выглядел Владимир Мейлевич старше. Пришел он в архив как исследователь, имея фальшивое (как потом выяснилось) письмо от журнала "Театр".
Общительный Файнберг вскоре перезнакомился в курилке со многими сотрудниками РГИА (тогда - ЦГИА). В архиве его любили и баловали. Он пользовался этим. Сидя в читальном зале, вырезал из папок фрагменты писем, марки, вынимал одни открытки, подкладывал другие... Похищенное тянуло на 108 000 рублей - сумма для 1986 года астрономическая.
Погорел он, пытаясь провезти через границу наворованное. После освобождения Файнберг имел антикварный магазин в Питере и являлся совладельцем ТОО "ФАЗА" - "Файнберг - Зайцев". Партнер по бизнесу стал его подельником в кражах.
СОМНЕНИЯ Г-НА МАКЛЕНБУРГА...
Примерно в то же время, когда питерские сыщики вышли на Файнберга, следы документов из РГИА обнаружились в Германии. Оттуда в архив пришло письмо от владельца аукциона "Штаргарт" Вольфганга Макленбурга.
В марте 1995 года ему предложили на продажу 63 документа с автографами российских императоров. Он их принял. Заплатил аванс в 16 000 немецких марок. 12 документов сам г-н Макленбург продал на своем аукционе за 12 500 марок. Букиниста, правда, смутило слишком большое количество редких документов: легальная коллекция такого масштаба была бы известна специалистам. Он сверился с каталогом. Сделал копии с документов и отправил в Россию.
В его копиях РГИА признал свою собственность. Заработала криминальная полиция Берлина. Выяснилось: документы на аукцион предлагали жительница Берлина Беттина Келлер и ее друг из России... Файнберг.
Операцию проводили одновременно в Берлине и Питере. У г-жи Келлер нашли 200 рукописей и грамот. У Файнберга - более 3000 документов и 299 чистых листов и полулистов из РГИА.
Файнберг твердил одно: документы ему передал человек, позже покончивший с жизнью самоубийством.
Следователь не поверил. Допрос длился 8 часов без перерыва. Коллекционер устал. Он рассказал: к нему пришел милиционер из архива, прочитавший в газете его объявление, и принес папку...
Александр Беспамятнов. Родился в 1961 году в Саратовской области. Женат, имеет дочь. Сотрудник полка N 3 ведомственной милиции при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти. В 1998 году за кражу указов из РГИА приговорен к 9 годам лишения свободы в колонии общего режима с конфискацией имущества. Через 2 года амнистирован.
С "НИТЬЮ АРИАДНЫ"
Следователь Анатолий Пауков:
- Охранник РГИА Александр Беспамятнов дежурил в архиве 9 мая 1994 года и от нечего делать начал бродить по зданию. В вестибюле наткнулся на приоткрытую дверку типа печной заглушки. Внутри лежала мягкая папка с документами...
Сдав дежурство, охранник решил попробовать - вдруг бумаги купят? Пришел в магазин. Рассказал, что нашел документы на дачном чердаке. Файнберг поначалу отмахнулся от лоха. Но, узнав, что продавец работает охранником в архиве, отвечает за пульт с сигнализацией, знает, где хранятся ключи от фондов и часто бывает на дежурстве один, Владимир Мейлевич выдал Беспамятнову миллион (старыми)! Пообещал к осени квартиру и предложил сотрудничать. Тот согласился...
Перед дежурством Беспамятнов звонил Файнбергу домой. Тот подъезжал к архиву вместе с Зайцевым к 11 вечера. Зайцев был "вооружен" скальпелем - так удобнее вырезать документы.
Александр Зайцев. Родился в 1950 году в Ленинграде. Женат, имеет дочь. Инвалид II группы. Судимость за хулиганство. В 1998 году за кражу указов из РГИА приговорен к 11 годам лишения свободы в колонии общего режима с конфискацией имущества, но по состоянию здоровья приговор был смягчен до 7 лет. Через 2 года амнистирован.
Беспамятнов отключал сигнализацию, запускал "гостей" в хранилище и снова включал пульт - на случай, если нагрянет проверка. Ночные посетители разгуливали по всему архиву - в то время между помещениями сената и синода не было двери. Преступники прекрасно ориентировались внутри здания: у Файнберга оказался экземпляр путеводителя по архиву, изданного еще в 1962 году.
В 5 утра компаньоны вываливались из архива с полными сумками. Звонили человеку, ожидавшему на квартире Файнберга сигнала, чтобы подать "работягам" машину... И исчезали. Извозом занимался друг антиквара Минин. С женой Минина Владимир Мейлевич отправился в Германию сбывать похищенное. Но на суде супруги выступали в роли свидетелей...
С МИРУ ПО НИТКЕ
Сыщики изъяли у фигурантов и то, что они припрятали: 4500 листов отдал Файнберг. Почти 2000 он хранил у сестры Зайцева. Отборные вещи находились у жены "извозчика" Минина - 64 листа указов о пожаловании наград с подписями императоров... Но, несмотря на титанические усилия следствия, в архив удалось вернуть только две трети украденного.
Несколько листов из фондов РГИА обнаружилось у Геннадия Киселева - питерского коллекционера, погоревшего на контрабанде.
Геннадий Киселев, 1940 г. р. Один из крупнейших коллекционеров России в области картмаксимумов (почтовые открытки с особым способом гашеными марками). Кандидат экономических наук. 20 лет проработал на НТПО "Ленсистемотехника". Затем решил заняться бизнесом. Один из партнеров кинул его на $50 000. Несмотря на это, остался владельцем прекрасной квартиры в Петербурге и отличной коллекции марок и картмаксимумов. За контрабанду антиквариата в 1998 году получил 4 года.
Среди ценностей, которые были изъяты у Киселева в октябре 1996 года в аэропорту "Пулково", было и 14 указов из РГИА.
Коллекционер рассказал стандартную версию про незнакомца, продававшего разные редкости... То же самое повторил и на суде по делу о краденых указах, где выступал свидетелем.
Но у Киселева оказалось и несколько... фальшивых указов. Не исключено, что одним из поставщиков бланков для изготовления подделок был все тот же Файнберг...
СВОБОДА ЗА 50 "ЛИМОНОВ"
Итак, арестованы были все трое: Файнберг, Зайцев и Беспамятнов.
Но адвокат Зайцева представил справку: у его клиента рак желчного пузыря. Антиквара отпустили под подписку о невыезде. Следующим "Кресты" покинул Файнберг. В тюрьме у него якобы испортилось здоровье. Суд принял во внимание, что тот пошел на сотрудничество со следствием, и его отпустили под залог в 50 млн. "старых" рублей. А вскоре и родственники Беспамятнова собрали 30 млн. рублей залога.
...Перед судом предстали двое: Зайцев и охранник. Файнберг же сбежал.
- После бегства, - говорит Пауков. - Он мне позвонил и нагло сообщил, что свобода ему дороже денег.
ЛЕГЧЕ НАЙТИ, ЧЕМ ВЕРНУТЬ
Более 300 документов попали в Германию. Чтобы раскрыть преступление и передать дело в суд, потребовалось 2 года. Чтобы доказать, что в криминальную полицию Берлина попали документы, украденные именно из РГИА, потребовалось целых четыре.
Зав. отделом РГИА
Елена Агафонова:
- В Германию попали материалы из двух наших фондов. Это указы о награждениях и императорские повеления. Нам казалось, что с последними проблем не будет: эти документы отсняты на микропленку. Копии пленок мы сразу же послали немцам. В ответ: без вашей помощи не можем разобраться (там же все на русском языке плюс особенности наших маркировок)... Денег на поездку ни в Росархиве, ни у нас не было. С указами о награждениях и вовсе сложно. Эти документы не были отсняты, поэтому мы составляли подробное описание каждого листа, стараясь упомянуть все их особенности.
В марте 1999 года в Берлин за указами отправятся зам. министра культуры Павел Хорошилов и начальник департамента Анатолий Вилков. Предполагалось, что за три дня они уладят формальности.
Но вернулись ни с чем. Все три дня в Берлине чиновники в сотый раз оформляли списки потерь РГИА. Потом прокуратура Берлина пообещала поставить вопрос о возвращении архивов перед сенатом...
Никакого решения сенат не принимал целый год. Российское посольство в Германии чуть не каждую неделю писало запросы. В ответ - молчание. А после того как летом 1999 года Конституционный суд России принял жесткое решение по перемещенным после второй мировой войны ценностям (страны-агрессоры лишаются права на возвращение), немцы и вовсе обиделись. Указы из РГИА чуть было не зависли в Германии из-за того, что немцам не понравился этот наш закон.
Наконец в январе 2001 года уникальные документы с помпой вернулись на Родину. В Москву их привез бургомистр Берлина Эберхард Дипген.
Но, как выяснилось, в 1995 году несколько документов были проданы на аукционе в Чарльстоне (США). Следователь еще в конце 1990-х послал в министерство юстиции США запрос: выяснить, кто выставил на торги эти документы, как они попали в вашу страну, кто их приобрел...
Ни только ответа, но даже каталога того аукциона в России до сих пор не получили.