Я, гений Игорь - Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
Так писал о себе замечательный русский поэт Игорь - Северянин. Будучи большим оригиналом, он настаивал на непременном тире между этими словами... Поэт был необычайно популярен в период расцвета поэзии Серебряного века. С 1913 по 1918 год один за другим выходили его стихотворные сборники. Название одного из них "Ананасы в шампанском" даже тогда, когда Северянина как поэта, казалось, забыли, было знакомо миллионам и ассоциировалось с какой-то нереальной, восхитительной сибаритской жизнью.
Парадокс, но стать популярным Северянину помог Л.Н. Толстой. Однажды стихи юного поэта прочитали Льву Николаевичу. Услышав строки: "Вонзите штопор в упругость пробки, /И взоры женщин не будут робки!...", великий писатель пришел в негодование: "Чем занимаются! И это называется поэзией!" После этого имя Северянина приобрело скандальную известность.
На вершине славы Игорь Северянин оказался 27 февраля 1918 года, когда на поэтическом состязании в московском Политехническом музее он был объявлен Королем поэтов. Второе место занял Владимир Маяковский, а третье - Константин Бальмонт. Говорят, что за кулисами раздосадованный Маяковский чуть не подрался с Северяниным.
И тогда же, в 1918 году, Северянин неожиданно решил уехать из России в Эстонию. Начался 23-летний период эмиграции поэта. Его стихи постепенно перестали печатать в советской России, да и о нем самом стали забывать.
Однажды, в 1922 году, он встретил на одной из центральных улиц Берлина Владимира Маяковского. Они не виделись с того памятного 1918 года... Вместе с Маяковским Северянин в пятую годовщину Октября выступил с чтением своих стихов в советском полпредстве в Берлине. За это ему здорово досталось от враждебно настроенных к Советской России русских поэтов-эмигрантов, среди которых тон задавала Зинаида Гиппиус.
Хоть и звал Маяковский Северянина вернуться на Родину, но тот так и остался в Эстонии. Правда, одно время ходили слухи, что он все же приезжал в СССР и даже выступал там на концертах со своими стихами. Однако биографы поэта считают, что для привлечения публики под видом Северянина выступали загримированные под него самозванцы. Скончался поэт 20 декабря 1941 года в оккупированном фашистами Таллине. Его похоронили на кладбище рядом с православным собором Александра Невского. Могилу Северянина ныне опекает местное Общество славянских культур. Хочется надеяться, его надгробный памятник не постигнет судьба Бронзового солдата в Таллине.
"У поэта должны быть народные корни, питающие его вдохновение", - эти слова тоже принадлежат Северянину. Я вспоминал о них, когда ранним весенним утром подъезжал к расположенной в 30 километрах от Череповца усадьбе Владимировка, где создан единственный в нашей стране музей Игоря Северянина. Маленький Игорь Лотарев, тогда еще не придумавший себе звучного псевдонима Северянин, после развода родителей был отправлен в эти края к своей тетке Е.Н. Журовой. Стал учиться в Череповецком реальном училище. Но больше думал о литературе, был полон поэтических грез.
К счастью, усадебный дом сохранился до нашего времени. Он стоит на берегу реки Суды. Поэт любил рыбачить на ее берегах... Приезжая во Владимировку, Северянин интересовался устным народным творчеством. Посещал крестьянские усадьбы, где девушки, занимаясь рукоделием, пели народные песни. Слушая их, записывал понравившиеся ему рифмы.
После революции Владимировка была национализирована. В музее можно увидеть копию документа, в котором указывалось, что усадьба становится народной собственностью. В графе, в которой сообщается о предыдущем владельце, отмечено: "Бывший буржуй".
В течение многих лет в усадебном доме размещался детский санаторий. В 1996 году благодаря стараниям местных энтузиастов при поддержке администрации города Череповца здесь был открыт музей. До нашего времени сохранились старинные зеркала, буфет и книжный шкаф.
К сожалению, рассказывает заведующая музеем Н. Батурина, пока что не хватает средств для того, чтобы полностью привести в порядок усадебный дом и окружающий его парк. Единственному в стране музею Игоря Северянина нужна федеральная помощь. Но ее пока что нет.