Я ЕСТЬ ТО, ЧТО ПЬЮ

Хлорированную воду пить нельзя! Даже принимать душ или ванную с водопроводной водой чревато. Поэтому кое-где в России отказались от обеззараживания воды газообразным хлором и перешли на современную технологию - обработку гипохлоритом натрия. Но это, скорее, исключение. О том, что пить сегодня, и чем грозит горожанам вода из-под крана, специальный корреспондент "Труда" узнал у одного из ведущих гигиенистов-водников России, членкора РАМН, доктора наук, Руфины Иринарховны МИХАЙЛОВОЙ.

Страшен не хлор, а его "детки". С растворенными в воде органическими веществами хлор образует около 300 (по американским данным 500) соединений. Большинство из них опасны и канцерогенны. Кроме того, в отличие от самого хлора, его соединения устойчивы, и не удаляются из воды отстаиванием. Единственный способ избавиться от них - кипячение. Однако, испаряясь, вещества эти проникают в нас при дыхании. По данным американских ученых, хлорированная вода вносит 15% в общие онкологические риски. Учтем, что янки давно не пьют воду из-под крана, а только принимают душ, ванну и убирают квартиру. Почему же часть Европы, Азия и Россия продолжают использовать хлор для водоочистки, если известно, что он яд?
ЯДУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ
- Отказаться от хлорирования сложно, - рассказывает "Труду" Руфина Михайлова. - Особенно на последнем этапе, когда вода проходит по трубам от водоочистных сооружений до квартир. В одной Москве проложено 11 тысяч километров водопроводных труб (50% которых нуждаются в замене). В них начнут плодиться бактерии и паразиты, как только вода перестанет обеззараживать и их, и себя. А к хлорированной воде зараза не пристает, причем сам хлор через 4 - 6 часов выветривается. Все бы хорошо, если бы не относительно недавно открытые хлорорганические соединения.
Другой вопрос, что у нас и первичное обеззараживание в большинстве регионов проводится хлором. Что удесятеряет общее количество хлорорганических соединений в воде. Этот вопрос будет решаться. Первичную очистку в развитом мире решает ультрафиолет или озон. Есть новый, относительно недорогой метод - диоксид хлора. Это вещество обеззараживает воду ничуть не хуже и в то же время дает на порядок меньше вредных соединений.
- С 2004 года мы подготовили новый документ, определяющий минимальное качество водопроводной воды, - продолжает ученый. - В нем прописаны нормативы по 88 основным показателям (в 1982 году было 28 показателей; в 1996-м - 56). Сейчас он проходит период слушаний. Но даже после принятия до нормализации водопроводной воды пройдут годы. Потому что технологии правильной очистки и обеззараживания в масштабах страны стоят миллиарды. Так что лучше самим раз и навсегда отучиться пить воду из-под крана. Тем более что в ней отсутствуют жизненно важные элементы.
ФАБРИКА БЕЗЗУБЫХ
Две трети россиян живут в городах и получают воду из наземных источников, то есть рек. А именно в реках отсутствуют фтор и йод. Два элемента, без которых человек не может быть здоров. Без фтора рассыпаются зубы (90% нашего населения страдает кариесом), а дефицит йода (80% населения) провоцирует умственную отсталость, кретинизм, патологии беременности, зоб и пр. Среднее потребление, например, йода россиянином (данные Института эндокринологии) - 40 - 80 мкг, что втрое меньше допустимого. Только этот факт создает риск для здоровья более ста миллионов россиян. Поставляются же в организм фтор, йод, кальций, магний, калий, йод, фтор, бикарбонаты и прочие элементы в основном с водой. Шутка ли - организм новорожденного на 98% состоит из "живительной влаги", организм ребенка - на 80%, а организм взрослого - на 60%. К тому же водообмен в организме ребенка протекает в 2,5 раза интенсивнее, чем у взрослого, а органы еще не до конца сформированы. Знаменитый афоризм "Я есть то, что я ем" правильнее изменить на "Я есть то, что я пью". Тем более что зависимость человеческого здоровья от воды много раз проверена экспериментом.
В 70-е в Москве были построены Черепковские водоочистные сооружения, снабжавшие водой районы метро "Фрунзенская" и "Краснопресненская". В качестве ноу-хау воду там фторировали. Без всякой автоматики и электроники - стоял человек и кидал лопатой в воду фтор. И простоял так до конца 90-х, когда от фторирования воды на Черепковских сооружениях отказались из-за дороговизны.
Гигиенисты все же успели провести эксперимент. В конце 90-х они сравнили здоровье школьников в районах. Оказалось, что во Фрунзенском районе у детей здоровые зубы, в то время как в Волгоградском районе, где воду не фторировали, кариес был у 100% детей.
ДАЙВИНГ ПО-АНГЛИЙСКИ
Мотив отказа, повторимся, деньги. Средний москвич выпивает в день (учитывая приготовление еды) порядка 2 - 3 литров воды, в то время как расходует 400 литров. Обогащать всю воду не резон. Хотя существует и другое мнение. В Америке более 70% всей водопроводной воды обогащается фтором. И стоит это (за счет автоматизации и поточности) всего 1 - 2 доллара на человека в год. Поэтому и зубы у многих американцев к 60 годам свои, что для русского скорее фантазия или тема для тоста.
А в Англии водопроводная вода вообще обладает качествами питьевой в 99,9% случаев. Правда, англичанам такая полноценность влетает в копеечку. Налицо и особенности менталитета. В средней английской семье ванную набирают один раз в день на всю семью и моются в ней по очереди. Отсюда их показатели расхода - 140 литров на душу населения в сутки. Стоит ли высокое качество водопроводной воды таких жертв? Большинство ответило бы нет.
Физическую полноценность фильтр для воды не даст. Не насытит ее, скажем, йодом. А именно дефицит йода в воде привел к тому, что за последние 10 лет в Самаре увеличилось количество больных с узловыми формами зоба - в 4 раза, с хроническим аутоимунным тиреодитом - в 3 раза, с гипотиреозом - в 3 раза. Исследуя проблему, самарские ученые провели эксперимент. Выбрали две контрольных группы детей по 50 человек. Первой группе воду заменили на обогащенную йодом, а за второй просто наблюдали. Через 6 месяцев у детей в первой группе нормализовалось состояние щитовидной железы, повысилась работоспособность, вырос уровень интеллекта. Особенно по сравнению со второй группой.
НА ВЕС ЖИЗНИ
По данным ВОЗ, ежегодно в мире из-за заболеваний, вызванных дефицитом качественной воды, умирает 400 тысяч детей. Вода, просто пригодная для питья, недоступна каждому 5 жителю земли. В России около 30% населения живут в районах, где нет эффективных водоочистных сооружений. На территории страны каждая пятая проба воды (не считая хлорированной) содержит нежелательные химические агенты, и каждая десятая - бактериологические (бактерии, вирусы, паразиты). Огромный дефицит питьевой воды испытываем не только мы. Членкор РАН, директор Института водных проблем РАН, профессор Данилов-Данильян рассказал, например, что Китай, если бы ему позволили, протянул бы к себе от нас вместо нефтяной трубу из озера Байкал. И платил бы столько, сколько скажут.
Но чистая вода нужна нам самим. И из Байкала ее придется брать уже в недалеком будущем. Сегодня же сбалансированную воду высшего качества, обогащенную необходимыми микро- и макроэлементами, можно купить в бутылках. Естественный вопрос профессору Руфине Михайловой - какую?
- Хороших бутилированных вод в стране достаточно, и есть они во всех регионах, - отвечает она "Труду". - Сейчас ожесточились требования и участились проверки, поэтому фальсификата становится все меньше, особенно в крупных городах. Институт Сысина со своей стороны рекомендует воды: "Рокадовская - "стандарт чистоты"", "Троица", "Супералександра", "Лекор", "Кристалл", "Живая вода", "Премьер", "Родник Прикамья".
Иностранные воды вроде "Вальверт" и "Перье" очень хороши для немцев или французов. Хороши они и для нас, только с тем учетом, что не покрывают дефицита фтора, потому что во Франции проблем с фтором нет.
А ВЫ КАКУЮ ВОДУ ПЬЕТЕ?
Олег МИТВОЛЬ, "Росприроднадзор":
- Я использую воду из-под крана только для технических нужд. По-моему, если есть возможность, лучше покупать воду в бутылках. Так вы сэкономите на лекарствах.
Магомед ТОЛБОЕВ, летчик-испытатель, Герой России:
- Воду из-под крана я не пью. Никто не знает, что там намешано. Использую фильтры. Вода в Москве неплохая, для технических нужд сойдет, но все равно ее нужно чистить.
Михаил НОЖКИН, актер:
- Я давно поставил фильтр. Если нестерпимая жажда, то не побоюсь выпить и нефильтрованную. Но предпочитаю не рисковать. За границей бы не рискнул. Как мне показалось, в большинстве тамошних городов вода хуже московской. У нас же она вполне приличная. Вот только расходуется напропалую, счетчиков нет, вот и льют почем зря. Если так дело пойдет, чистой воды вообще не останется.