Зеленый театр в ЦПКиО имени Горького свой звездный час пережил 23 мая 1936 года. Любопытна даже сама предыстория установленного рекорда. Театр открылся еще в 1932-м, и здесь не раз организовывались театрализованные представления. Выступала даже труппа Большого театра. В Зеленом театре снимались и некоторые сцены кинокомедии "Цирк". Большие размеры театра натолкнули Александрова на мысль построить здесь декорации американского шапито. Таким образом заокеанская жизнь персонажей фильма протекала именно в ЦПКиО Горького.
Процесс работы над "американской частью" фильма так вдохновил режиссера, что ему пришло в голову устроить премьеру прямо на съемочной площадке, пригласив на нее небывалое количество зрителей. Поначалу тогдашняя столичная власть приняла идею в штыки. Считалось, что площадь Зеленого театра слишком велика для организации качественных кинопоказов. Отечественная промышленность даже не могла изготовить необходимой для такого проката кинотехники. Слишком рискованной признал идею и руководитель Госкино Борис Шумяцкий, выступивший ее категорическим противником.
И все-таки настойчивость молодого директора парка Бетти Глан и самого Александрова, обошедших множество самых высоких советских инстанций, победила. Необходимую технику закупили за рубежом, в театре установили дополнительные стулья, свезенные со всей Москвы. Вечером 23 мая 36-го премьера состоялась.
Все газеты на следующий день отметили триумф фильма на небывалой киноплощадке. Известный журналист Юрий Жуков писал: "Такого успеха не знал еще ни один кинотеатр. Вы сидите в огромном зале, стены которого шумят зеленой листвой вековых деревьев, над вами - прозрачный киноэкран, купол вечернего неба, над вами и вокруг вас сияют звезды - вы видите огни неба и огни Москвы, раскинувшейся за рекой, вы дышите чудесным свежим воздухом. Трудно передать впечатления от этого замечательного кинотеатра. Приходите сами и посмотрите".
Правда, в дальнейшем практика проведения кинопремьер в Зеленом театре не прижилась. До самого начала войны тут по большей части проводились лишь карнавалы и театрализованные праздники. Не смогли сообщить "Труду" ничего определенного о судьбе кинотеатра в нынешней дирекции ЦПКиО и даже в Главархиве Москвы. Говорят, что в период обороны столицы парк бомбили, и часть аппаратуры пострадала. Ну а после войны о кинотеатре-гиганте и вовсе забыли.
Редакция "Труда" призывает москвичей, не забывших легендарный кинотеатр, поделиться своими воспоминаниями на страницах нашей газеты.
ИЗ АРХИВА
Бетти ГЛАН, в 30-е годы директор ЦПКиО имени Горького:
- В день премьеры 20 тысяч москвичей заполнили ряды празднично украшенного Зеленого театра. Первое, что поразило всех, - это огромный экран, высотой с трехэтажный дом в глубине сцены. Его площадь 170 квадратных метров. Погас свет. Невероятно длинный серебряный луч прорезал темноту над головами сидящих. Необычный экран ожил. Сначала по нему понеслись огромные буквы титров, а затем зазвучали не очень громкие, но удивительно внятные голоса артистов. Когда на экране появилась панорама парка с летним цирком, из которого прямо на публику бежала, прижав к себе черного ребенка, актриса Марион Диксон - Любовь Орлова, то зрительный зал взорвался аплодисментами. А в конце фильма зазвучала песня "Широка страна моя родная", и все зрители встали и зааплодировали, подняв руки над головой. С последними тактами мелодии на сцене Зеленого театра появились как бы сошедшие с экрана герои - исполнители основных ролей. Этот новый жанр, родившийся в тот вечер, получил название "театрализованная кинопремьера".