По словам директора, попытки организовать криостаз в России делал еще в начале 90-х годов криобиолог, физик Михаил Соловьев. Сейчас он живет и работает в Швейцарии.
- Если быть откровенным, то наша фирма создана специально для девяти ее учредителей, которые загорелись идеей заморозить после смерти тела собственные, а также своих близких, чтобы медицина будущего их воскресила. Мы уверены, что это станет возможным приблизительно в 2030-2050-х.
- Первым нашим клиентом стала 80-летняя учительница математики Лидия Ивановна Федоренко из Санкт-Петербурга, умершая 24 сентября прошлого года, - продолжает Медведев. - Таково было ее пожелание. Изначально тело хранилось в морге, и мы искали возможность переправить его на хранение в Америку в институт крионики. Однако по техническим причинам сделать это не удалось. Тогда решили, что целесообразнее извлечь для дальнейшего хранения мозг, а тело предать земле. Полгода Даниил, внук Лидии Ивановны, держал мозг в специальном переносном контейнере у себя дома и каждые четыре-пять дней добавлял туда сухой лед. И вот теперь, когда мы зарегистрировались, он решил отдать контейнер нам. Стоит эта услуга 500 долларов в месяц.
Второй контейнер с мозгом, по словам Медведева, появился в хранилище через несколько дней. Отец одного из московских бизнесменов, который не хочет афишировать свое имя, умер еще в 2002 году от рака. Тогда его заморозкой занимался специалист по крионике Игорь Артюхов. Теперь он работает в фирме. Контейнер хранился дома у бизнесмена.
Внук Лидии Ивановны объяснил корреспонденту "Труда", почему принято такое решение. Бабушка являлась педагогом, физиком-математиком. Даниил занимается теоретической физикой, преподает математику в Санкт-Петербургском университете точной механики и оптики. Не раз обсуждали проблемы бессмертия и возможности крионики. По его словам, Лидия Ивановна говорила, что хотела бы прожить еще лет двести.
Но неужели воскрешение реально? Мне рассказали, что сейчас специалисты в области нанотехнологий разрабатывают роботы размером... с молекулу. Они будут снабжены миниатюрным вычислительным устройством, сенсорами и манипуляторами, при помощи которых смогут заниматься "молекулярной" хирургией. Это позволит исправлять повреждения, возникающие на клеточном уровне. Предполагается внедрять в замороженное тело огромное количество роботов-крошек. Они проанализируют повреждения, возникшие в клетке после смерти, при замораживании и последующем хранении. Затем обменяются информацией между собой и компьютером, после чего приступят к восстановлению клеток и организма в целом. А закончив работу по оживлению и омоложению, покинут тело, словно вирус. Так и до бессмертия недалеко.
Во сколько же обойдется гражданам мечта о воскрешении?
- Пока заморозка тела и последующее его хранение у нас в России экономически не эффективно, да и хранить негде, - говорит Медведев. - Поэтому мы такую услугу временно не предоставляем, но планируем это делать.
Сама процедура заморозки выглядит так. После смерти человека и получения соответствующего документа тело готовят к процессу перфузии - через кровеносные сосуды организм заполняется криопротектором (вещество на основе глицерина, которое препятствует кристаллизации клеток). После этого тело кладут в криостат, который заполняют хладоагентом - жидким азотом. В течение двух суток тело замораживается. После этого лежать, а точнее стоять вниз головой можно хоть тысячи лет, лишь бы подливали испаряющийся жидкий азот. Почему вниз головой? На случай накладок. Если по каким-то причинам вовремя не подольют хладоагент, испарение начнется с ног, и голова будет находиться в жидком азоте. Бр-р-р.
А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
В мире насчитывается около 80 случаев, когда удавалось реанимировать замерзших людей. У большинства из них, правда, оставались последствия обморожения - нервная дрожь, проблемы со зрением и другими органами.
В марте 1960 года в степи замерз тракторист целинного совхоза "Ярославский" Владимир Харин. Он пролежал в снегу три часа. Его оживили в актюбинской больнице. Японец Массару Сайто, водитель рефрижератора, приехал в Токио за мороженым. И спрятался от жары в своем фургоне. Дверь захлопнулась. Обнаружили шофера, когда он замерз (температура внутри фургона была минус 10 градусов). Через несколько часов его оживили.
ОТ ОТДЕЛА НАУКИ
Первая реакция на репортаж из хранилища замороженных мозгов - желание чертыхнуться и привычно посетовать на доверчивость сограждан, которые охотно становятся жертвами очередных жуликов. Но в случае с крионикой все не так просто. Люди, которые занимаются этой странной наукой (например, биофизик Михаил Соловьев), - не безграмотные шарлатаны, а достаточно известные специалисты. И сами эксперименты по замораживанию и "оживлению" тканей и организмов ведутся в мире уже не один век. Например, всеми уважаемая Большая советская энциклопедия посвящает целый раздел русскому физику и биологу Порфирию Бахметьеву, который в начале ХХ века проводил интереснейшие эксперименты по замораживанию и "оживлению" насекомых и даже млекопитающих. Наука давно пристально изучает явление анабиоза - состояния организма, при котором жизненные процессы временно прекращаются (в том числе и под воздействием низких температур). При наступлении благоприятных условий происходит "оживление". Все эти исследования и поиски чрезвычайно увлекательны! Печально только, что стремление немедленно использовать их для продажи "бессмертия в жидком азоте" может просто дискредитировать интересную и важную научную работу.
КСТАТИ
По всему миру в криогенных камерах хранится более 200 тел. Большинство желающих поместить свою телесную оболочку после смерти в холодильник направляются в США, где не просто разрешена глубокая заморозка, но и накоплен немалый опыт. Первым пациентом, который прошел консервацию с использованием ультранизких температур, был американский психолог Джеймс Бедфорд - его заморозили еще в 1967 году в Калифорнии. С тех пор США являются мировым лидером в плане предоставления услуг. Операции по "полному" замораживанию осуществляются в частных клиниках. Тариф разнится: в США эта процедура обычно стоит от 30 до 150 тысяч долларов.
прямая речь
Корреспонденты "Труда" задали такой вопрос: "Хотели бы вы, чтобы вас заморозили, а потом оживили? Кого, на ваш взгляд, следует в будущем воскресить?"
Донатас БАНИОНИС, народный артист СССР:
- Я не могу относиться к этой информации всерьез. Скорее, это некая псевдонаучная мистификация, имеющая целью сделать бизнес. Когда еще в советское время мы снимали фильм "Бегство мистера МакКинли", сюжет которого основан на схожей ситуации с заморозкой могущественного миллионера, то относились к этому как к чисто литературной фантазии. А сегодня, оказывается, фантастику хотят превратить в реальность. Вряд ли это у кого-нибудь из живущих на земле получится. Наверное, заморозить человека легко. А вот удастся ли его когда-нибудь воскресить - это у меня вызывает скепсис. Не надо все-таки посягать на прерогативу Бога. Вы говорите, что есть надежда на последующее воскрешение замороженного человека через 50 лет? Вот через 50 лет ( а лучше через 100) перезвоните мне - тогда и обсудим результаты эксперимента...
Николай БАСКОВ, заслуженный артист России:
- Если это было бы возможно, то я бы воскресил своего любимого Моцарта: мало написал! Что касается своих родных, друзей... Ведь эксперимент предполагает расставание с ними, тоже - "маленькую смерть"? Такой стресс невозможно пережить. Поэтому будем жить так, как Господь велит.
Владимир ВИШНЕВСКИЙ, поэт:
- До сих пор меня благополучно обходила мысль о возможной заморозке и воскрешении через 100 и многие-многие лета. А что, разве уже есть научное обоснование подобного эксперимента, кто-то уже "разморозился"? Если такое возможно, то я бы сохранил, пусть и в такой форме, дорогих мне людей. В этот список непременно включил бы писателя Михаила Вейлера, который будет интересен грядущим поколениям. И, конечно, не забыл бы себя: чтобы порадоваться успеху науки, продлившей век моим близким.
А вообще спасибо за вопрос, который еще раз напомнил мне, как важно при жизни быть "незамороженным", меньше сталкиваться с "замороженными" представителями культуры, политики, экономики...
Антонина ПЕТРОВА, пенсионерка, Москва:
- А почему бы и нет? У меня много внуков, хотелось бы понянчиться и с правнуками, и праправнуками. А оживить я хотела бы нашего начальника ДЕЗа. У нас столько безобразий с сантехникой и электричеством, а я безуспешно пишу жалобы, что была бы рада допекать его и в новой жизни. Может быть, лет через 100 и добилась бы результата...