ВОЛЬФГАНГ РОЙТЕР: МОЯ РЕЛИГИЯ - ВЕРА В ДОБРО

Завершил свою пятилетнюю работу в России директор Московского бюро ЮНЕСКО Вольфганг РОЙТЕР.С ним встретился наш корреспондент.

- Господин Ройтер, в начале работы в Москве, давая интервью "Труду", вы назвали Россию местом, где "пишется история человечества". Удалось ли ЮНЕСКО при вашем личном участии за пятилетие вписать свои строки в эту историю?
- Сделано, конечно, много, но не настолько, как хотелось бы. В частности, не удалось собрать необходимые средства на реконструкцию Большого театра - не нашлось инвесторов, деятельность которых отвечала бы нашим требованиям, представлялась нам безупречной. К сожалению, не смогли наладить должный контакт с прежним руководством ГАБТа. Лишь с приходом в администрацию нового гендиректора Анатолия Иксанова дело сдвинулось с мертвой точки. Мы наконец усадили за стол переговоров представителей двух разных проектов реконструкции - консерваторов и "революционеров". Первые настаивали на сохранении как можно большей части исторического здания, вторые предлагали чуть ли не строить новое на месте старого. Теперь они нашли компромисс.
Зато есть результаты в содействии развитию Эрмитажа. Нельзя не отметить доброй воли его гендиректора Михаила Пиотровского, что, безусловно, обеспечило музею не только приток инвестиций (где-то в пределах трех миллионов долларов), но и совершенствование его деятельности. Здесь и переход на компьютерную программу выдачи билетов, и улучшение системы освещения, реконструкция вестибюля...
- Вас не однажды доводилось видеть в компании с деканом факультета журналистики МГУ Ясеном Засурским. Это дружба или вас связывают деловые отношения?
- И то, и другое. Я очень ценю его профессионализм, умение вести деловой диалог. Высокий авторитет Засурского среди коллег помог нам в рамках ЮНЕСКО договориться о встрече заведующих кафедр журналистики вузов Северного Кавказа. Тема: организация по-настоящему публичного общественного телевидения, независимого ни от правительства, ни от частного капитала.
- Но на какие средства это телевидение может существовать?
- В Германии, например, это средства, выделяемые администрациями земель, плюс плата владельцев телевизоров - примерно в пределах 15-30 евро...
- В прошлом интервью "Труду" вы выражали уверенность, что Байкал может стать туристической Меккой.
- Увы, пока с этим придется повременить. Есть опасность, что озеро вскоре придется внести в Красный список ЮНЕСКО - "охраняемых ценностей, находящихся под угрозой". Дело в том, что сохранение Байкала оказалось сложной комплексной проблемой. В ее решении - создании соответствующих законов и подзаконных актов - принимали участие и депутаты Госдумы, и правительственные организации, и представители субъектов Федерации - Иркутской области и Бурятии. Как вам, наверное, известно, главную опасность для этой сокровищницы природы представляют сточные воды целлюлозно-бумажного комбината. И вот, когда уже были разработаны решения и оставалось лишь утвердить график их выполнения, вдруг выяснилось, что на ЦБК пришел новый администратор. Это значит, что опять многое нужно начинать сначала.
- Суммируя впечатления за время, проведенное у нас в стране, - что вам нравится, что нет?
- Россия - моя любовь. Ведь здесь я нашел свое личное счастье (жена г-на Ройтера - российская артистка Елена Кейлина. - А.Ж.). Я ценю россиян за их великодушие, за высокие достижения в области культуры и науки. Что не нравится? Жить пока здесь трудно, и, похоже, положение изменяется в лучшую сторону не так быстро. Слишком долго у вас решаются мелкие вопросы, на них вы тратите много времени и энергии, это мешает переходу к решению самого существа проблем. У нас же подход такой: нужно хоть чуточку облегчать жизнь людям каждый день. Вот тогда в перспективе обязательно будут и экономические прорывы.
- Эта медлительность, по-вашему, объясняется спецификой российских чиновников-бюрократов?
-Я всегда говорю: все везде бывает. Вопрос - в каких масштабах...
- Что вы больше всего цените в людях?
- Надежность и воспитанность. Не приемлю необязательности и, само собой, хамства. По натуре я не администратор, любящий показывать свою власть. Но исхожу из того, что каждый должен добросовестно отрабатывать свой хлеб.
- Сегодня вы, если так можно выразиться, посол мира. Скучаете по Родине?
- Еще как! Я родился в Саксонии, в городе рудокопов Фрайберге. Всегда пытаюсь туда попасть, когда выпадает случай. Очень люблю свой край, горжусь, что даже в средние века он был, как сегодня у вас говорят, продвинутый.
- Ваш отъезд из нашей страны - добровольный или вынужденный?
- Это вызвано иракскими событиями. Я на три месяца заменю в Иордании директора местного бюро ЮНЕСКО. Один из самых важных на Ближнем Востоке вопросов сегодня - создание независимых СМИ. Этому и отдам большую часть своего времени. Потом Париж.
- Значит, в Россию больше не вернетесь?
- Почему же? Обязательно приеду.