С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ НА ЗДОРОВУЮ

Причина жесткой посадки "Союза" вовсе не в оплошности американского астронавта, как чересчур поспешно заявил Ю.П.Семенов.

- Генеральный конструктор Юрий Павлович Семенов не просто "сел в лужу", но и проявил, на мой взгляд, малодушие, стремясь переложить ответственность за неполадки в корабле "Союз ТМА-1" с себя, "непогрешимого", на американского астронавта. Очень некрасиво получилось, просто слов не нахожу, - поделился со мной, как видно, наболевшим один из нерядовых работников ракетно-космической отрасли. Речь шла о нерасчетном возвращении "Союза" 4 мая, когда корабль с российско-американским экипажем направился к Земле не в режиме управляемого спуска, а по баллистической траектории. При этом перегрузки (8-9-кратные) вдвое превышали обычные для "Союза". Приземление произошло в 400 с лишним километрах от намеченной точки посадки. И лишь через 4 часа к экипажу прибыли специалисты поисковых служб...
В тот же день генеральный конструктор РКК "Энергия" Ю.Семенов, не дожидаясь обстоятельного заключения экспертов, поспешил заявить, что переход на непланируемый баллистический спуск произошел по вине американского астронавта, который нажал не ту кнопку, и поэтому бортовой компьютер корабля "просто сдурел". Это заявление руководителя ведущего предприятия российской космической отрасли наделало немало шума. Ведь, по сути, американского астронавта обвинили в непрофессионализме.
Только через три дня после поспешного высказывания Семенова специальная комиссия приступила к расследованию причин жесткой посадки "Союза", спускаемый аппарат которого 7 мая был доставлен в Подмосковье, в РКК "Энергия". Предварительный вывод, который был сообщен в минувший четверг директору пилотируемых программ NASA в Москве Джеймсу Ньюмену, таков: "Вины экипажа в случившемся нет. Сбои произошли в бортовой аппаратуре". В каком именно блоке - покажут дальнейшие исследования. Скорее всего, неполадки возникли в блоке управления спуском "БУ СПМ". А экипаж, как рассказал мне представитель NASA в Москве, действовал четко и профессионально. Командир Николай Бударин, не зная, что связи уже нет, вел репортаж для Центра управления полетами о переходе на баллистический режим.
Расшифровка бортового самописца корабля расставляет все точки над "i". Так что г-н Семенов, увы, "теряет лицо". Его услужливые подчиненные пытались обвинить экипаж и в других грехах, например в неправильном размещении грузов в кабине и нарушении центровки. Но и эта версия не подтвердилась. Так и хочется посоветовать Юрию Павловичу: надо лучше отрабатывать бортовую аппаратуру, все системы корабля (за которые генеральный конструктор несет основную ответственность) - и уж, конечно, не "подставлять" других. Не нужно позорить отрасль.