Мне как главе промышленного Кузбасса очень важно знать, какие расчеты и предложения подготовит Минэкономразвития для угольной и металлургической отраслей. Обе эти отрасли испытывают серьезные трудности. Мы неоднократно выходили с предложениями в кабинет министров, но правительство "откупилось" обещаниями изменить финансовые потоки - снять проценты по инвестиционным кредитам, предоставлять займы в обмен на акции. А нужны более кардинальные меры.
Сейчас остро стоит вопрос о модернизации и реструктуризации металлургических производств, что означает сокращение рабочих мест на градообразующих предприятиях. Другой потенциальный источник безработицы - необходимость банкротить нерентабельные мелкие производства, снижающие цену на рынке. Без модернизации и закрытия убыточных предприятий проблему не решить. Но, с другой стороны, понятно, что всех этих людей нельзя перепрофилировать и найти им работу на прежнем месте.
В связи с этим необходимы переквалификация и переселение. Занимался ли кто-либо расчетами - сколько средств потребуется на переселение? Разрабатывался ли вопрос о том, в каких формах будет происходить выделение средств? Я имею в виду: будет ли это целевой кредит (подобно тому, который в свое время получила угольная промышленность) или что-то еще? Будут средства направлены в региональные бюджеты или их можно предоставить предприятиям, берущим на себя решение социальных проблем?
Надеяться на то, что все "само рассосется", не приходится. Если сейчас не принять решительных мер, то потом потребуются гигантские дотации для экстренного спасения вымирающих областей. Надо принимать решение - либо разрабатывать социальную программу для "металлургических" городов, либо согласовывать социальную политику с планами развития крупнейших комбинатов.
Это очень острый социальный вопрос, который неоднократно поднимался промышленниками и профсоюзами. Металлурги - элита рабочего класса, квалификация многих специалистов уникальна. Если при сворачивании производства рабочий уходит в неоплаченный отпуск даже на один месяц, его потом приходится "тренировать" заново. Если начнется рост производства, то негде будет взять квалифицированные кадры из рабочих династий. Поэтому просто дать деньги и жилищные сертификаты, опустошив промышленные города, - не самое мудрое решение. Чтобы как-то развязать этот запутанный узел, нужны специалисты по макроэкономическому планированию и прогнозированию, нужны серьезные расчеты и совместные с предприятиями усилия.
Еще один вопрос - налоги. Я как губернатор знаю, что если предприятие процветает, то налоги поступают исправно. Но если по объективным причинам случается кризис, то надо не добивать предприятие пенями и процентами, судебными приставами и арестами счетов, а дать ему возможность встать на ноги. В некоторых случаях мы идем на налоговые льготы.
Почему же правительство заботится только о наполнении бюджета и не желает пойти на уступки? Если сократить сроки возврата НДС, ввести протекционистские пошлины на металл из Казахстана и Украины, текущая налоговая недоимка сторицей окупится в будущем. Сиюминутное наполнение бюджета не должно превращаться в самоцель.
Не могу не коснуться защиты отечественного производителя. Экибастузский уголь из Казахстана заставляет качественный кузнецкий уголь оставаться на складах. То же самое происходит с металлом. Неужели правительство не может ввести протекционисткие пошлины для защиты внутреннего рынка? Так принято во всем мире, и не надо быть святее Папы Римского, если нас безжалостно теснят и дома, и за рубежом. Вот недавний пример с Китаем. Задыхаемся не только от китайских шмоток, но и от нелегальных эмигрантов, а как только договорились о поставках туда нашей стали, - получили "антидемпинговое расследование".
Из президентского послания ясно, что государство намерено разобраться с практикой тарифообразования в естественных монополиях, выяснить, "что же у них там на самом деле происходит". Правительство будет утверждать бюджеты естественных монополий, контролировать приход-расход средств. Хотелось бы, чтобы в рамках этого контроля была рассмотрена возможность унификации железнодорожных тарифов на все пограничные переходы. Часть нагрузки можно перенести с южнороссийских портов на украинские и прибалтийские. А для Кузбасса жизненно важно снижение до приемлемых величин железнодорожных тарифов доставки в порты Дальнего Востока.
Но, конечно же, больше всего волнует рост энергетических тарифов. Прозрачность их формирования позволит решить вопрос об инвестиционной составляющей тарифов и изыскать возможность для сдерживания их скачкообразного роста. Надо ли говорить, насколько рост тарифов разорителен для металлургов? При катастрофическом падении спроса вся рентабельность "срезается" ножницами между ценой и издержками.
Подобное положение в металлургической промышленности негативно сказывается на смежных отраслях - железорудной и угольной, а далее по цепочке - бьет по всем смежникам. Поэтому металлургические проблемы - это не временные корпоративные трудности, а угроза социальной и бюджетной стабильности всей Кемеровской области.
Главное мое пожелание (уверен, к нему присоединится большинство тех, кто связан с отечественной тяжелой промышленностью) - меньше полагаться на стихийный рынок, который "все поставит на свои места". Дефолт 1998 года показал, что даже самые "проверенные" теории не применимы в одинаковой мере к разным странам. Я противник чрезмерного государственного регулирования, но государство не должно и самоустраняться, когда от него требуются активные действия.