Неповоротливость в разработке и принятии законов государственные мужи традиционно объясняют высокой ответственностью, кропотливостью в работе: надо, мол, чтобы нормативные акты были совершенными и непротиворечивыми. Возразить вроде и нечего. Однако данные объяснения не могут удовлетворить более конкретного требования: надо, чтобы необходимые законы просто были. Их отсутствие тормозит развитие ТЭК, мешает энергетикам страны решать поставленные задачи. А если и дает, то не гарантирует от корпоративных спекуляций и перекосов, за которые потом придется расплачиваться рядовым гражданам.
Об этом, по сути, шла речь и на недавнем выездном совещании, которое постоянная комиссия Совета Федерации по естественным монополиям провела в Газпроме. Доброжелательная атмосфера и нацеленность сторон на взаимное сотрудничество не могли увести от главного - задач развития отрасли и ТЭК в целом.
Одна из важнейших проблем сегодня - развитие у нас трубопроводного магистрального транспорта.
Проблема транспортировки углеводородного сырья будет актуальной до тех пор, пока на территории страны добывается нефть и газ. Еще с 30-х годов прошлого столетия, когда на государственном уровне начала развиваться газовая промышленность, в России зародилась Единая система газоснабжения (ЕСГ), до сих пор не имеющая аналогов в мире. ЕСГ - это единый технологический комплекс, работающий по схеме: месторождение - транспортировка - подземные хранилища газа (ПХГ) - переработка сырья. Как подчеркивает заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Александр Ананенков, именно наличие ЕСГ позволяет обеспечивать бесперебойное снабжение "голубым топливом" не только регионы России, но также ближнее и дальнее зарубежье. В настоящее время газотранспортная система страны насчитывает почти 150 тысяч километров трубопроводов большого диаметра, 22 ПХГ, 359 газораспределительных станций. Ее пропускная способность - 600 миллиардов кубометров газа в год. Однако в связи с потребностью в увеличении добычи газа газотранспортную систему необходимо расширять, а наряду с этим - на законодательном уровне регулировать взаимоотношения собственников и операторов газа с органами власти всех уровней, в том числе и с органами самоуправления.
Об этом говорил на встрече с сенаторами член правления ОАО "Газпром" Богдан Будзуляк.
- Законодательство по трубопроводному транспорту в России отсутствует,- подчеркнул он.- А нам насущно необходимы законы, правовые нормы, особенно в вопросах государственного регулирования, госнадзора, стандартизации, лицензирования, сертификации.
Развитие трубопроводного транспорта тесно связано с вопросами землепользования. Как выстраивать отношения с землепользователями? Где найти если не баланс интересов, то хотя бы понимание простейших, на первый взгляд, вещей? Например, в целях безопасности по маршрутам трубопроводов высокого давления определяются так называемые "охранные зоны". В ряде регионов люди халатно относятся к возможным технологическим срывам: в охранных зонах возводятся дачи, дома, сельскохозяйственные постройки. За последнее время выявлено 1300 подобных нарушений. Кому, как не местным властям, разъяснять населению, что этого нельзя делать, что это опасно для жизни? И не только разъяснять. Между тем ответственные лица зачастую сами не осознают степень опасности, а вот "власть применить" пытаются и там, где это неуместно: бывает, местные органы даже требуют с газовиков деньги за проезд через территорию к месту аварии. А число этих аварий, несмотря на то, что из года в год Газпром старается повышать надежность трубопроводов, растет. Поскольку 14 процентов магистралей уже выработали свой ресурс, а 22 процента трубопроводов нуждаются в ремонте. Безусловно, Газпром ведет плановый ремонт, но из-за финансово-экономических трудностей, порожденных во многом потребительским отношением у нас в государстве к газовой отрасли, инвестиций в реконструкцию ЕСГ вкладывается, по расчетам, в 4,8 раза меньше от потребности.
К сожалению, в проекте закона "О трубопроводном транспорте", который уже третий год находится "на стадии разработки", вопрос реконструкции трубопроводов не отражен пока вообще. Да и сам проект, судя по всему, почти не сдвинулся с места. Хотя, по словам члена Совета Федерации Александра Якубова, за это время в него внесено более 300 поправок. Правда, и они не учитывают всех замечаний, высказанных собственниками и пользователями транспортных магистралей...
Возникает закономерный вопрос: сколько же времени надо разработчикам и экспертам, чтобы довести закон до ума? Ведь жизнь не стоит на месте. Вот уже завершается реализация крупнейших газотранспортных проектов, таких, как "Голубой поток", "Ямал - Европа"; рассматривается "Северо-Европейский маршрут" (из России в Западную Германию через Балтийское море); проговаривается и "восточное направление": Россия - Китай - Корея - Япония; разрабатывается программа развития газовой отрасли в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
По сути, в первой четверти XXI века будет создана транснациональная газотранспортная система. Это необходимо для сохранения энергетической безопасности на континенте. Успеет ли за темпами развития ТЭК наше законодательство? Если нет, то на многих амбициозных проектах придется ставить крест.
Как справедливо заметил председатель постоянной комиссии СФ по естественным монополиям Михаил Одинцов, законопроект о магистральном трубопроводном транспорте затрагивает интересы как собственников, так и пользователей этим транспортом. Необходимость увеличения производства "голубого топлива" (порожденная ростом его потребления) привела к появлению независимых производителей газа. Сегодня они дают 10 процентов от всех объемов газодобычи. Газпром, и государство заинтересованы в увеличении доли независимых производителей на внутреннем рынке. Вместе с тем транспортный коридор сужается и скоро не сможет удовлетворить заявки всех поставщиков газа. Газотранспортную систему необходимо расширять. Но каким образом, за чей счет, как должны участвовать в этом независимые производители газового сырья? На эти и другие вопросы во многом, опять же, должен ответить закон.
Вот несколько цифр: в прошлом году в России добыто 580 миллиардов кубометров газа, в 2005-м эта цифра возрастет до 600 млрд. куб., в 2010-м - до 650 млрд. куб.
Но результат может быть и обратным: к 2010 году дефицит газа в стране составит 30 миллиардов кубометров в случае, если на государственном уровне не будут оперативно решаться назревшие задачи сегодняшнего дня.