ПРАЗДНИК СВЕДЕННЫХ МОСТОВ

На протяжении шести майских дней город на Неве не разводил мостов. Конечно, понимать это следует образно - "город первого в России киносеанса" на время стал кинематографической столицей и свел мосты между теми, кто творит, любит и чтит отечественное кино. Около 50 кинолент, из которых 31 - новинки последнего года; 95 киносеансов в 18 кинотеатрах Петербурга; более 48 тысяч зрителей - это статистика фестиваля. Остальное - дивная атмосфера праздника кино, где публика имела нечастую сегодня возможность посмотреть новые работы и встретиться с кумирами, а "киношники" могли напитаться впечатлениями, новыми идеями и обсудить насущные проблемы в кругу своей "семьи".Официальным информационным спонсором фестиваля выступила газета "Труд".

В ряду российских фестивалей питерский "Виват кино России!" занимает особое место. Он не является конкурсом в строгом смысле слова - в нем нет профессионального жюри. Задачи его несколько иные: показать широкому зрителю максимально возможное число лент, снятых российскими кинематографистами за прошедший год. Показать на большом экране (театральный показ фильмов не идет в сравнение с телевизионным) и дать возможность любителям кино оценить новинки (победители определяются путем зрительского голосования). Если бы такого фестиваля не существовало, его следовало бы создать, ибо сегодня российскому кино как никогда нужен "массовый успех". Успех фильма у зрителя - это в немалой степени и его прокатный успех, который во всем цивилизованном мире является двигателем киноиндустрии, поскольку дает реальные оборотные средства на развитие кино. В России киноиндустрии на сегодняшний день, увы, нет. Огромный творческий потенциал есть, а системной, продуманной кинополитики нет. Есть хорошие фильмы, а прокатывать их негде - выжившие в экономическом кризисе кинотеатры предпочитают "отрабатывать" американскую продукцию. Остается только с ностальгией вспоминать о былом величии советской киноимперии, когда генеральным продюсером выступало государство. Российскому кино сегодня жизненно нужна государственная поддержка - в этом мнении в очередной раз сошлись и режиссеры, и актеры, и критики, принявшие участие в обсуждении злободневных проблем на тематическом "круглом столе".
Что касается программы фильмов, которую представил фестиваль, то она, на мой взгляд, была весьма интересной. Российское кино, к общей радости, уверенно выходит на тот уровень, к которому мы в свое время привыкли - оно разнообразно по жанрам, интересно по подаче материала, любопытно в плане стилистических решений и актерских открытий.
С аншлагом прошли фестивальные показы мелодрам "Зависть богов" В. Меньшова, "Свадьба" П. Лунгина, "Луной был полон сад" В. Мельникова, "Приходи на меня посмотреть" О. Янковского и М. Аграновича, комедий "Яды, или Всемирная история отравлений" К. Шахназарова, "Лицо французской национальности" И. Хотиненко - исконно любимых в народе жанров. Нашли, думается, своего зрителя и утонченная, порой до болезненности, эстетика "Дневника его жены" А. Учителя, и грубоватая авторская эксцентрика в социально напряженном "Нежном возрасте" С. Соловьева. Исторический пласт русской культуры был представлен в жанре приключенческого сериала С. Дружининой "Тайны дворцовых переворотов. Россия. Век XVIII... " и в драматическом полотне А. Прошкина "Русский бунт".
Но все же самое яркое впечатление на нынешнем фестивале оставили - как показал зрительский рейтинг - историческая драма "Романовы - венценосная семья" Г. Панфилова и философская драма "Телец" А. Сокурова. Небесспорные, может быть, по расставленным в них акцентам - они явно задевают за "живое". Для российской ментальности это, видимо, все-таки знаковые работы. Картины повествуют о последних месяцах земной жизни двух людей, свершивших историю ХХ века. В характерах последнего императора России Николая Романова и вождя мировой революции Ульянова-Ленина, представленных на экране, кроется едва ли не квинтэссенция мировой драмы, извечной борьбы Добра и Зла.