- МОК изменился даже внешне, - убеждает меня один из новых руководителей его Департамента прессы и коммуникаций Филипп Фуррер. - Теперь в нашей швейцарской штаб-квартире в замке де Види гораздо больше молодых сотрудников, а среди членов МОК столько действующих спортсменов - олимпийских чемпионов и призеров, что еще год назад такое и представить было трудно. Кстати, и ваш Бубка уже завоевал симпатии многих.
Ну, "наш Бубка" представляет сейчас в МОК интересы Украины. А вот в остальном мой собеседник, похоже, прав. Он и сам тому наглядное подтверждение: ему нет и 30, бывший журналист, трудится в швейцарском замке недавно. Президент МОК Самаранч понял, что его несколько морально и физически постаревшая организация нуждается в срочном притоке свежей крови. Иначе вновь не избежать справедливых упреков в коррупции, консервативности, закрытости. Да и просто в том, что многим членам МОК далеко за 60.
Самаранч сразу избавился от бравших разного рода взятки - в основном африканцев. Заставил свою бухгалтерию публиковать некогда значившиеся под грифом "сов. секретно" цифры расходов и, главное, доходов. Утвердил членами МОК действующих чемпионов. Изменил процедуру выборов городов, готовых принять Олимпиады. Теперь, при новой системе выборов, сунуть взятки, как это умело проделывал американский Солт-Лейк-Сити на олимпийской сессии в Будапеште, почти невозможно. Ну и еще Самаранч в конце своего длящегося 20 лет царствования основал "Комиссию-2000", которая пытается определить стратегию развития международного олимпийского движения на грядущее столетие. Суть усилий комиссии очевидна: пора четко уяснить, что большой спорт теперь - чисто профессиональный. В нем крутятся миллионы и миллиарды. А это значит, что управлять им обязаны тоже профессионалы, а не спортивные любители-болельщики, пусть и носящие, как многие великовозрастные члены МОК, титулы князей, виконтов, графов. Куски щедрого олимпийского пирога должны доставаться теперь не только самому МОК, но и национальным олимпийским комитетам, международным федерациям, а также фонду "Олимпийская солидарность", призванному подпитывать-подкармливать олимпийцев небогатых стран, включая и нашу.
Первые, и весьма решительные, шаги в распределении доходов уже сделаны. 161,2 миллиона долларов, полученных от продажи прав на телетрансляции Олимпиады-2000 в Сиднее, МОК решил справедливо поделить между 28 международными федерациями по летним видам спорта. Больше всего достанется "королеве спорта" легкой атлетике - 17,7 миллиона. По 8,2 млн. получат баскетболисты, волейболисты, велосипедисты, гимнасты, пловцы, футболисты и теннисисты. Меньше остальных заработают федерации, только включенные в олимпийскую программу, - триатлон и таэквэндо - по 3,7 млн. Приятно, что никто не забыт.
Пристально следит МОК за подготовкой грядущих Олимпиад. Так, Филипп Фуррер донес до всех спортивных журналистов мира мнение моковских руководителей об Олимпийских играх в Сиднее - там все в порядке, Олимпиаду можно начинать хоть завтра.
Зато Самаранч выдвинул чуть ли не ультиматум организаторам летней Олимпиады-2004 в Афинах. И инфраструктура города в плохом состоянии, и арены пока не готовы, и метро, без которого трудно обойтись в большом городе, до сих пор не построено. Или ситуация с подготовкой Игр кардинально улучшится, или МОК предпримет решительные меры. Что же стоит за непривычно грозным для Самаранча заявлением?
Как объяснили мне знающие люди на конгрессе АИПС, здесь не только тревога за Афины. Идет сложный процесс: обсуждаются детали продажи прав на телетрансляции. И не все предлагаемые условия организаторы летней Олимпиады принимают безоговорочно. Так что в МОК, возможно, решили показать, кто в олимпийском доме настоящий хозяин.
Афины же, как заверил меня член Организационного комитета-2004 Янис Теодоракопулос, готовят Игры по графику. Даже дорогостоящее метро, столь необходимое задыхающемуся от жары и выхлопных газов городу, успели построить.
А вот кто станет хозяином следующей летней Олимпиады 2008 года - пока большой вопрос. Пока на это претендует небывалое количество кандидатов - сразу десять: Торонто, Париж, Севилья, Осака, Стамбул, Бангкок, Каир, Гавана, Пекин и Куала-Лумпур. Окончательный выбор предстоит сделать на московской сессии МОК в июле 2001 года.
Поначалу сессия была запланирована на сентябрь, но президент МОК Самаранч в свои немалые под 80 годков - превратился в человека сентиментального. Ведь именно в июле 1980-го тогдашнего посла Испании в СССР избрали моковским руководителем. Маркиз Хуан-Антонио мечтает распроститься с самым высоким в спортивной иерархии постом именно в те же дни ровно 20 лет спустя.
Правда, поползли (со времени прошлогоднего олимпийского кризиса) другие упорные слухи. Далеко не молоденький президент может сказать своему детищу последнее "прощай-прости!" и сразу же после Олимпиады-2000 в Сиднее. Однако сегодня кажется, что они увяли. Мало-помалу забылись требования: "Самаранча - в отставку". МОК потихоньку обновляется, а приболевший в те тяжкие зимние месяцы маркиз сумел справиться с тяжелым недугом. Так что отставка, верим, состоится в родной для нас и Самаранча Москве. В эти дни Самаранч снова побывал у нас. Был принят президентом Путиным.
Кого же будут выбирать в президенты МОК? Первый вице-президент АИПС француз Алан Лутценфихтер - настоящий дока в сложных олимпийских переплетениях. Если верить ему и некоторым другим в штаб-квартиру МОК вхожим, сеньор Хуан-Антонио не торопится назвать преемника. Зато в прошлом году громко заявил о своих олимпийских амбициях вице-президент МОК канадец Паунд. Именно он оказался во главе комиссии по расследованию коррупции в собственных олимпийских рядах. Так что о каждом из претендентов на наследство он знает многое. В частности, о генерале южнокорейских спецслужб Киме. Еще бы чуть-чуть - и Паунд "вычистил" бы его из МОК. Однако не удалось, и теперь далеко не бедный Ким подумывает о выдвижении собственной кандидатуры. Президентом ему не стать, но подпортить нервы Паунду - вполне по силам.
Довольно серьезным претендентом считается темнокожая американка Дефранц. Известная в сравнительно недалеком прошлом спортсменка, призер Олимпиады по гребле, она может заполучить голоса как североамериканцев, так и (догадайтесь почему) - африканцев.
Среди кандидатов и президент НОК Венгрии, олимпийский чемпион по фехтованию Шмид. Только поддержит ли его сама Венгрия? Ведь олимпийские предвыборные кампании обходятся недешево.
Я же рискну назвать фаворитом этой гонки обаятельного и дипломатичного бельгийца Рогге (иногда его фамилия пишется у нас как Рогг). Человек средних лет, он завоевал расположение европейцев - западных и восточных - рассудительностью и хладнокровием. С Рогге легко говорить, он пользуется симпатиями журналистов. Бельгиец свободно общается с коллегами на нескольких языках - при вавилонском моковском столпотворении это тоже немаловажно. Ни в каких коррупционных скандалах ни в качестве обвиняемого, ни в роли обвинителя замешан не был. Как мне кажется, и руководители Олимпийского комитета России тоже были бы не прочь видеть его на посту президента МОК. А так как устроители сессии именно мы, то фактор хозяйской поддержки тоже сыграет определенную роль.
Но до сессии еще надо добраться. Организовать ее при нашем теперешнем безденежье и полуразвале - задача сложнейшая. Впрочем, это тема уже совершенно другой статьи.